В чем признали виновным Девлетхана Алиханова

Олигарху вынесли приговор: суд дал предпринимателю 6 лет колонии

Бизнесмен признан виновным в мошенничестве. Также в приговоре фигурирует штраф в размере 700 тысяч рублей и частичное удовлетворение иска городской администрации о выплате восьми миллионов.

Олигарху вынесли приговор: суд дал предпринимателю 6 лет колонии
Со временем Алиханова перестали привозить в суд, ограничиваясь видеосвязью. Фото: Дмитрий Ананьин

Арендные отношения

Алиханова арестовали в начале февраля 2015 года. Пожалуй, этот арест можно считать самым резонансным за последние лет десять. И дело даже не в том, что «взяли» одного из богатейших людей Карелии, депутата Заксобрания и экс-сенатора. Просто влияние, которое оказывал Алиханов на политику в регионе, очень трудно переоценить. Обычно таким людям - в случае, если они в чем-то и виноваты, - удается уйти от ответственности. Здесь же карельская Фемида прошлась по обвиняемому буквально кованным сапогом.

Напомним суть обвинений. В 2007 году республиканский филиал одного из крупных российских банков обратился к петрозаводским властям с предложением. Финансисты просили дать «добро» на приватизацию арендуемых ими городских помещений – всего 15 объектов общей площадью 1700 кв.метров.  Тогдашний мэр города Виктор Масляков не смог отказать банкирам, и вопрос о включении в план приватизации муниципальных площадей был вынесен на сессию Петросовета. А там сделку одобрили, не смотря на очевидные последствия для городского бюджета – предсказуемо катастрофические.

Дело в том, что все помещения были сданы банку на 10 лет. Выставление их на аукцион – а иначе муниципальную собственность не продать – неминуемо влекло снижение стоимости ввиду наличия долгосрочного арендатора. По логике экспертов, арендатор не позволяет использовать недвижимость для каких-то других целей, и поэтому ее ценность падает. То есть продать муниципальное имущество изначально предполагалось по цене ниже, нежели оно стоит.

Но главным риском был второй момент. Помещения были сданы банку с полной предоплатой: в казну пришло 32 миллиона рублей. К моменту принятия решения о продаже прошло только три года с момента заключения договора. То есть новый владелец недвижимости имел полное право потребовать у города отдать ему арендную плату за оставшиеся 7 лет. Это значит, что в случае продажи город лишился бы крупной суммы. То есть по всем параметрам через депутатский корпус эта самоубийственная инициатива пройти не могла. Но прошла. Потому что, как считают следователи, была организована простая, но эффективная схема «продавливания» этого решения.

Аукционные шаги

Городской Комитет по управлению муниципальным имуществом, закрыв глаза на все очевидные риски, внес предложение о продаже объектов на рассмотрение комиссии Петросовета, которой тогда руководил депутат Евгений Журавлев (еще одним членом комиссии был депутат Григорий Копнин). Комиссия предложение одобрила и включила в повестку сессии Совета. Там тоже проголосовали «за».

Рыночная стоимость всех пятнадцати объектов ровнялась 46 миллионам рублей. Но с учетом наличия долгосрочного арендатора ее снизили до 33,4 миллионов. В таком «виде» лот был выставлен на торги, в которых сам банк – очень важная подробность! – не участвовал. В его учредителях состоит государство, а оно не может «играть» само с собой. Требовалось лицо – юридическое и физическое – которое согласилось бы выиграть конкурс, оформить помещения на себя, а потом перепродать их банку с небольшой надбавкой в качестве личного поощрения. Таким человеком вызвался стать Девлетхан Алиханов - бизнесмен, депутат и меценат. Конечно, не лично, а через своих людей. «Своими людьми», причем давно, были депутаты Журавлев и Копнин.

Читайте по теме: "Девлет Алиханов: «Я просто отошел в сторону"

Участников аукциона в итоге осталось двое: Евгений Журавлев, представлявший интересы своей мамы, и Григорий Копнин, представлявший интересы некоей Тамары Шутихиной, После единственного аукционного шага собственником помещений стала Валентина Журавлева – за 36,6 миллиона рублей. Интересно, что за месяц до конкурса она взяла у Алиханова заем в размере почти 30 миллионов рублей - по тогдашнему курсу около 1 миллиона 200 тысяч долларов. А едва ли не сразу после покупки она перепродала объекты Тамаре Шутихиной, причем без всякого «навара». Как выяснилось, Шутихина деньги тоже одолжила, и тоже у Алиханова. По мнению следователей, эта перепродажа была сделана для того, чтобы оставить помещения в собственности, даже если аукцион будет признан незаконным: Шутихина стала «добросовестным приобретателем».

Дождавшись окончания всех процедур, руководители банка отправились заключать договор о перепродаже. Представитель собственника Григорий Копнин на сделку согласился – но запросил за помещения 500 миллионов рублей. Так банк оказался «кинутым». 

Но главный удар, как и ожидалось, пришелся по городскому бюджету: ему пришлось возместить новому собственнику арендные платежи на более чем 26 миллионов рублей из 32-х полученных. Этими деньгами Шутихина тут же расплатилась с Алихановым, вернув  займ.

Виновник и жертва

Учитывая, что Алиханов лично договаривался с руководством банка, имел открытое влияние на Журавлева и Копнина, а деньги во всех сделках принадлежали ему, следствие именно его и посчитало организатором всей аферы. И, в общем, возразить на это трудно. Защита напирала на тот факт, что раз нигде подписи Девлетхана Медетхановича не стоят, он - лицо стороннее. Суд посчитал иначе.

Но куда больше адвокатского пыла было потрачено на оспаривание обстоятельств ареста клиента. И здесь есть о чем поговорить. Все время следствия Алиханов содержался под стражей. Вообще-то после окончания следствия делать за решеткой ему было уже нечего, тем более по «экономической» статье. Но судья раз за разом продлевала ему срок содержания – по мнению многих, без всяких на то оснований. Наконец, в августе прошлого года Верховный суд РК постановил выпустить подсудимого под залог в 13 миллионов рублей. Деньги были внесены, но в судебном ведомстве заявили, что не получили их. Тогда сумму внесли повторно – с тем же результатом. А потом решение ВС отменили. Но все время, пока эта отмена не произошла, Алиханова держали в тюрьме абсолютно незаконно. Все это знают, но никто не понес наказания. Большего правового «беспредела» в Карелии, пожалуй, не случалось.

Правда, по мнению наших экспертов, это беззаконие может сыграть Девлетхану Медетхановичу на руку. В июле жалобу на арест Алиханова принял Европейский суд по правам человека.  И если там признают, что под стражей его держали незаконно, срок ареста ему зачтут как «день за два». Учитывая, что из шести лет он отсидел два с половиной, и отняв от оставшегося время, проведенное в СИЗО, вполне можно выйти «в ноль». То есть срок подсудимого может истечь очень скоро. Но проблема в том, что рассмотрение дела в Страсбурге занимает от двух до пяти лет - если жалобу не признают приоритетной…

«Спин офф»

В свете всего происходящего никто и не вспомнил, за что именно арестовали бизнесмена - за незаконное пересечение границы.  За день до задержания, в феврале 2015 года, в отношении Алиханова было возбуждено уголовное дело, куда вошли сразу 10 эпизодов: по версии правоохранителей, в 2013-2014 годах обвиняемый неоднократно пересекал границу страны «без действительного документа на право выезда и въезда в РФ».

Как указано в ходатайстве следователя, Алиханов, зная, что с осени 2010 года он не является членом Совета Федерации (сенатором он успел пробыть чуть более полугода), проезжал за границу по дипломатическому паспорту – хотя имел обычный российский загранпаспорт. То есть нарушал закон. Все уголовные дела 3 февраля 2015 года были объединены в одно производство, и в тот же день бизнесмен был задержан. Ну, а там уже и история с помещениями всплыла. Но в итоге за паспорта Алиханова судить не стали – за отсутствием состава преступления.

Между тем, по мнению знающих людей, история с диппаспортом едва ли не интереснее аферы с недвижимостью. Ведь помимо очевидных плюсов, которые дает этот документ (вроде отсутствия необходимости стоять в очереди на паспортный контроль), он еще и делает неприкосновенным для досмотра багаж хозяина. Вези, что хочешь. Например, валюту…

За рамками судебного разбирательства остались и другие вопросы, ответы на которые очень хотелось бы получить. Главный из них: если мошенничество с муниципальным имуществом все-таки имело место – почему на скамье подсудимых оказался один Алиханов?.. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 29 ноября 2017

Заголовок в газете: В чем признали виновным Девлетхана Алиханова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру