Мы уже рассказали, как в июне 2011 года было совершено нападение на дом костомукшского предпринимателя. Преступление не удалось, особо никто не пострадал, установить подозреваемых не получилось. И вдруг спустя 6 лет молодой мужчина пришел с повинной по этому делу, и к тому же сдал подельников. Еще один участник налета также во всем сознался, и оба указали на третьего – Александра, знакомящегося сейчас с делом в петрозаводском СИЗО.
Свою вину Александр категорически отрицает. Он предоставил алиби, которое следствие не спешит проверять.
Читайте по теме: «В Карелии человеку вменяют преступление 12-летней давности, игнорируя алиби»
Но самое главное – один из осужденных признался, что оговорил товарища.
Введение в «блудняк»
Пора разобраться, откуда Александр, Яков и Павел вообще знали друг друга.
Яков значительно старше остальных. Как и при каких обстоятельствах он познакомился с Павлом, история умалчивает. Но оба подтверждают, что на момент описываемых событий приятельствовали, а после их пути разошлись. Спустя 6 лет они уже вовсю валили друг на друга роль организатора преступления. Что же касается роли Александра, то здесь показания обоих были, как под копирку: предоставил и испытал травматический пистолет, а в момент нападения «наблюдал за окружающей обстановкой».
Как мы уже рассказали, Якову дали два года колонии строгого режима, не смотря на то, что он всего лишь «стоял на стреме». Когда он отсидел первый год, Александр был уже под арестом. В сентябре 2022-го между ними провели очную ставку, которая закончилась сенсацией. Яков заявил, что познакомился с Александром только в октябре 2011 года, через несколько месяцев после разбойного нападения, и припомнил обстоятельства этого знакомства. Что же касается предполагаемого участия Александра в преступлении, Яков сказал под протокол: в сговор с ним не вступал.
Естественно, у защитника Александра, присутствовавшего на очной ставке, возник вопрос: с какой целью Яков оговорил практически незнакомого человека? Почему ранее давал другие показания? Оба вопроса следователь отвел, но Яков все-таки пояснил: «Потому что я свои показания не читал, так как был без очков, и было давление». А еще рассказал, что за эти показания ему обещали «условку». И он считает, что адвокат со следователем «ввели его в «блудняк».
Казалось бы, дело развалилось, но не тут-то было. Двумя неделями ранее у Александра состоялась другая очная ставка – с Павлом. Этот гражданин продолжал настаивать на том, что Александр был непосредственным участником разбойного нападения, но при этом упомянул подробности, которые полностью опровергают его же показания.
Друг-враг
История дружбы Павла с Александром уходит в начало 2010-х годов, года они подрались в баре по вздорному поводу. Потом их помирили, и они стали закадычными приятелями: оба были рисковыми, любили легкие деньги и не чурались нарушать закон. В 2011-м они вместе участвовали в той достопамятной драке в костомукшском ночном клубе, о которой мы рассказывали в прошлом материале – и, судя по кадрам, побоище начал именно Павел.
Следующее совместное «приключение» у друзей произошло осенью 2011 года: они украли две машины с катушками медной проволоки и перегнали добычу в Петрозаводск, где их и «повязали». Кстати, с ними был третий соучастник – племянник того самого Якова. Именно тогда Александр с Яковом и увиделись впервые. Как мы уже рассказали, все участники кражи получили условные сроки.
Дальше мы приводим показания Александра, и не можем ручаться за их подлинность.
В 2012 году Павел попросил Александра помочь ему продать кое-какую технику. Александр нашел покупателей, но как потом выяснилось, техника была ворованная, без документов. Денег Павлу не заплатили, и он объявил, что друзья Александра его «кинули». Впрочем, «предъява» осталась без развития.
В 2013 году Павла посадили за кражу в Ленобласти. На зоне он не придумал ничего лучше, как сказать местным «авторитетам», что один человек «на воле» ему должен. «Авторитеты» вышли на Александра, но ситуацию «разрулили»: историю с краденой техникой объяснили, претензии «зеками» были отозваны. Их перенаправили Павлу, и наказали его очень жестоко. Из тюрьмы он вышел инвалидом II группы.
Вернувшись в Костомукшу в 2016 году, Павел во всеуслышание твердил о том, что из-за Александра он побывал в аду, остался без денег, и намерен отомстить самым жестоким образом. Александр сходу называет как минимум четырех человек, которые готовы засвидетельствовать наличие таких угроз, и в их числе бывшую девушку Павла. И вот в октябре 2017 года неоднократно судимый Павел пишет явку с повинной, без всякой для себя выгоды помогая раскрыть абсолютный «глухарь», и называет своим подельником Александра…
Тайны следствия
В ходе очной ставки адвокат спросил Павла, высказывал ли он когда-нибудь угрозы в отношении Александра. Ответ – нет, никаких угроз не было. Но стоило Александру перечислить общих знакомых, которые слышали все своими ушами, Павел тут же признался: мол, да, был зол на бывшего приятеля, потому что тот ему не помог в тюрьме. Но дальнейшие показания Павла оказались куда интереснее.
И Яков, и Павел на допросах постоянно повторяли, что при подготовке преступления и во время его совершения Александр возил их на своем тонированном черном BMW. Это же Павел подтвердил и в ходе очной ставки. Но проблема в том, что этот черный BMW Александр купил только в январе 2012 года, чему есть свидетели. А в июне 2011-го он ездил на темно-синей Mazda-3, пока в декабре ее не продал, что так же легко подтвердить.
Кроме того, историю ограбления Павел украсил новой подробностью: оказывается, накануне планируемого преступления все четверо (напомним, что был и четвертый грабитель по фамилии Быстров, который до сих пор в розыске) около 21.00 собрались в номере гостиницы, где и было окончательно решено, что нападение произойдет на следующий день. Ни Павел, ни Яков такой подробностью раньше не делились.
А теперь вспомним алиби, предоставленное Александром на утро преступления: в 8.00 он закончил ночную смену на комбинате, что подтверждается документально. Он явно не успел бы дойти до раздевалки, принять душ, переодеться и доехать до города, там достать пистолет, испытать его, и в 10.30 утра быть на месте преступления. Впрочем, если предположить, что мужчина в промасленной спецовке запрыгнул в машину и помчался грабить бизнесмена, чтобы сразу после идти поздравлять свою девушку с 25-летием – тогда, конечно, время теоретически стыкуется.
Но дело в том, что начинается ночная смена в 20.00. Это значит, что рабочий должен приехать в офис минимум за полчаса, а обычно за час до этого, чтобы опять же переодеться, получить наряд и дойти до рабочего места. Это подтвердит любой работяга с «Карельского окатыша».
Таким образом, оказаться на «сходке» 27 июня 2011 года Александр не мог ни в 21.00, ни 20.00, ни даже в 19.00. Как воскликнул бы Володя Шарапов – «Груздева надо отпускать!». Да вот только следствие, которому эти обстоятельства известны уже в течение нескольких месяцев, пошло по пути Глеба Жеглова: «Будет сидеть!».
Игры разума
На самом деле у следователей есть еще один туз в рукаве. Та самая женщина, жившая неподалеку от дома жертвы, что спустя 6 лет вспомнила: как-то июньским утром 2011 года видела из окна двух парней – одного светловолосого, другого в бейсболке – которые прошли по дороге, несколько секунд переговорив между собой недалеко от ее дома. А минут через 30-40 они пробежали обратно. Свидетель не была уверена, что опознает блондина, а того, что в кепке, точно не узнает.
И вдруг в 2021 году, то есть спустя уже 10 лет после тех событий, женщина безошибочно опознает обоих по предъявленным фотографиям. Причем не только блондина Быстрова, но и того, что был в бейсболке (а на фото без нее) – и это оказался наш Александр.
Человеческая память удивительная штука. Два незнакомых человека несколько секунд разговаривают у вас за окном. Лицо одного из них наполовину прикрыто кепкой. Спустя 6 лет вы, конечно, не можете их узнать. Вы и день-то назвать готовы только потому, что к вам тогда участковый приходил и рассказал о преступлении... Но через 10 лет – полное просветление и ясность. И даже не при очном опознании, когда можно оценить рост, манеру двигаться, внешность под разными углами, а просто по фото анфас. Воистину, чудеса случаются.
Но самое пикантное в том, что при даче показаний - в разных вариациях – и Павел, и Яков указывали, что в момент совершения преступления Александр ждал их в условленном месте. Быстров, непосредственный исполнитель злодеяния, выбежал из дома жертвы один. Правда, потом Павел вспомнил, что вроде как за ним гнался кто-то из домочадцев. Но все сходились в одном: Александра на месте преступления не было. Поэтому он никак не мог пробежать вместе с Быстровым мимо дома свидетельницы в обратном направлении.
Но следователя это не смущает.
Кому выгодно?
Если еще раз внимательно пройтись по ключевым моментам произошедшего, становится понятно: версия следствия об участии в преступлении Александра не подкреплена ни одним заслуживающим доверия доказательством. Есть показания Якова – но он от них отказался. Есть показания Павла – но он люто ненавидит Александра, да и утверждения его частью противоречат друг другу, а частью опровергаются фактами. Есть показания свидетельницы, но они больше похожи на божественное откровение, и также частью опровергаются другими свидетелями.
Так почему же Александр сидит в тюрьме? Именно этим вопросом и задается его защитник, карельский адвокат Николай Коновалов. Он уверен, что в суде докажет непричастность своего доверителя к инкриминируемому преступлению, но до суда еще надо дожить. Между тем следователь раз за разом продляет Александру содержание под стражей, и Фемида с этим соглашается. Последний раз это произошло в середине декабря прошлого года.
«Почему его нельзя отправить под домашний арест?», - недоумевает Коновалов. – «Он прилично зарабатывает, может внести залог или снять квартиру, в которой будет сидеть с браслетом на ноге… Следствие закончилось, повлиять на его ход Александр уже не может, скрываться ему смысла нет – но его упорно держат за решеткой. Более того – ему запретили свидания с семьей, что вообще противозаконно!».
Именно это обстоятельство – явное нарушение прав его подзащитного – и заставило адвоката обратить на происходящее внимание общественности. Ни для кого не секрет, что содержание под стражей – самый лучший способ заставить человека дать признательные показания. Это подтверждает высокопоставленный московский полицейский, сам оказавшийся в СИЗО по оговору – об этой шокирующей истории рассказал недавно «Московский комсомолец».
Читайте по теме: «Попавший в тюрьму подполковник полиции раскрыл правду об изнанке силовой системы»
Но вопрос: зачем следствие так упорно, при откровенно хлипкой доказательной базе, пытается отправить за решетку обычного человека, пусть и с не очень чистой биографией? Ведь преступление раскрыто, виновные понесли наказание, все «палки» поставлены и благодарности вынесены. Зачем им сдался Александр, против которого и улик-то нет?
Сам подозреваемый объясняет это все той же дракой в ночном клубе. Один из потерпевших «силовиков» стал большим начальником – и тут же реанимировалось дело о старом разбое. Все немедленно были допрошены, Александр объявлен в розыск и арестован, и уже год сидит на нарах. При этом следственных действий с его участием за это время было только четыре: предъявление обвинения, допрос и две очные ставки, одна из которых доказала его невиновность.
Александр уверен, что без приказа «сверху» тут не обошлось. Только кто-то очень влиятельный мог заставить Якова пойти на оговор практически незнакомого человека, а также настолько чудодейственно «освежить» память случайной свидетельницы.
Конечно, у человека, всю жизнь имеющего неприятности с законом, есть причины обвинять полицейских в нечестной игре. И повод мстить «силовику» у Александра также имеется: два года в СИЗО ни за что – это трудно забыть. Но, во-первых, любую версию имеет смысл проверить, а во-вторых - еще есть нюанс с пистолетом…
Читайте далее: "Появилась возможность раскрыть старое преступление, но карельским следователям это неинтересно"