Сомнительное начало
Напомню небогатую историю вопроса. С 1 мая все деньги, которые мы платим за вывоз мусора, уходят на счета ООО «Автоспецтранс» - регионального оператора по уборке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эта компания, в свою очередь, заключила договоры в районах с фирмами, которые непосредственно делают всю работу. Все это проводится в рамках реформы по обращению с ТКО, внедряемой в стране.
Уже на стадии заключения договоров в Карелии возникло масса проблем. Никто не мог объяснить, как высчитывались объемы работ, тарифы, стоимость затрат. Оплата труда также вызывала неподдельное удивление: за администраторские функции, которые на практике никому не нужны, региональный оператор планировал забирать себе половину того, что платят за уборку ТКО люди и организации.
В итоге шесть специализированных компаний отказались принимать участие в такой работе. Проблему, по традиции, решили в ручном режиме: крупный чиновник карельского Минстроя прокатился по районам и уговорил местных мусорщиков подписать кабальные договоры. На словах обещал решить все вопросы «в пути».
К сожалению, по словам «уговоренных», обещания остались обещаниями.
Список претензий
На прошлой неделе руководители нескольких уборочных компаний обратились к главе республики Артуру Парфенчикову с просьбой о немедленной встрече.
К просьбе прилагалось объяснение – что не устраивает районных подрядчиков и чем это грозит. «Усложнилась работа с потребителями», - писали руководители компаний. – «Раньше операторы на месте регулировали какие-то вопросы. Теперь, например, при появлении нового Заказчика мы должны сперва отправить его в ООО «Автоспецтранс» для заключения договора… Уже произошло несколько случаев, когда в итоге люди уже не возвращались, а, как мы предполагаем, оставляли мусор либо в несанкционированном месте, либо на чужих контейнерных площадках».
По мнению местных специалистов, процедура заключения договора настолько усложнилась, что потенциальному заказчику проще нарушить закон – тем более, что проконтролировать его противоправные действия крайне сложно.
Еще одна претензия к «Автоспецтрансу» - он не решает поступившие к нему вопросы, а просто переадресует их на места. Нарушается и природоохранное законодательство: региональный оператор не ведет учет отходов сам и, как утверждают руководители компаний по утилизации ТКО, не предоставляет им сведения о том, какие именно отходы к ним поступают. А затребовать у потребителя эти документы, необходимые для экологической отчетности, местные фирмы не могут, поскольку никаких договоров с потребителями у них нет, и документооборот отсутствует.
«Подводя итог, утверждаем, что региональный оператор стал лишним звеном в цепочке потребитель – исполнитель, что ухудшает качество и оперативность предоставляемой услуги», - говорится в коллективном обращении. – «Фактически «Автоспецтранс» является монополистом и бюрократической машиной, единолично распоряжающимся финансовыми средствами».
Третьи лица
Все, о чем просили губернатора и министра строительства руководители фирм – встретиться и поговорить. Встреча была назначена и состоялась в конце прошлой недели, после чего все авторы обращения в один голос сказали: не было в ней ни смысла, ни толку. На разговор пришел не губернатор и не министр, а чиновник среднего звена, решений не принимающий. И, по словам присутствующих, сказано им было четко: есть договор, вы его подписали – работайте.
Но договор договором, а договоренность – договоренностью. В свое время одним из главным минусов реформы «по-карельски» было то, что рассчитываться с подрядчиками региональный оператор должен был только через 60 дней после подписания договора. То есть весь май и июнь предприятия за собственные средства тратились на ГСМ, зарплаты, оплату труда субподрядчиков – в надежде получить причитающееся в июле. Получили – не все и не в полном объеме.
Самой характерной, пожалуй, была история с «Управляющей компанией – САС» - фирмой, занимающейся коммунальными отходами в Кемском и Беломорском районах. Фирма работает по этому направлению уже 10 лет и, по словам ее директора Сергея Степанцова, первые 4 года только отлаживала работу. Спецы надеялись, что назначенный региональный оператор будет с ними хотя бы советоваться, но «Автоспецтранс», не имевший абсолютно никакого опыта деятельности на этом поприще, начал просто диктовать условия.
Из двух месяцев работы «САС» заплатили только за один. Директор понял, что работать дальше придется в убыток, плюс у него образовались задолженности перед субподрядчиками. Он направил регоператору письмо, в котором предупредил, что прекращает обслуживание двух поселков Беломорского района в связи с неполной оплатой услуг. В ответ – гневный окрик, ни «здравствуйте», ни «уважаемый»: «…требую надлежащим образом оказывать услуги в полном объеме и надлежащего качества… и отказаться от недобросовестных действий, способствующих возникновению опасной санитарной и экологической ситуации…». Здесь же «Атоспецтранс» напоминает, что в одностороннем порядке изменение условий договора и его расторжение не разрешается. А в следующем абзаце сообщает, что он сам расторгает договор с подрядчиком, причем в одностороннем порядке.
В «САС» пожали плечами – наверное, регоператор нашел другого подрядчика. Но, видимо, условия новичку не подошли, и контракт не состоялся. И вот, не прошло и трех недель, как Степанцову летит следующее письмо, кардинально иного тона: «Уважаемый Сергей Александрович!..». И далее – отзыв уведомления о расторжении договора «в связи с урегулированием имеющихся претензий». Каким урегулированием – в «САС» так и не поняли. А в письме - благостно: просим продолжить взаимовыгодное сотрудничество, оплату гарантируем.
Только возвращаться подрядчик совсем не спешит. Почему – расскажем в ближайшее время. А пока мы дождемся комментария от ООО «Автоспецтранс».