МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Какую тайну хранила директор петрозаводской "ликёрки"

Спустя 30 лет раскрываем один из главных секретов ПЛВЗ «Петровский»

Недавно мы напомнили читателям, что 16 мая исполнилось 35 лет знаменитому Указу о борьбе с пьянством и алкоголоизмом. Воспоминания нашего журналиста касались в основном бытовых проблем, вызванных горбачевской инициативой.

Читайте по теме: «Как мы боролись с "зеленым змием" в эпоху Перестройки»

Но были у этой странной борьбы куда более серьезные последствия.

Фото: foursquare.com

Тогда в официально опубликованных документах о борьбе с пьянством не было упоминания о варварской вырубке элитных крымских виноградников, закрытия винных предприятий - об этом мы узнали позже. Как и о том, какое жалкое существование влачил наш Петрозаводский ликеро-водочный завод, попросту - "ликёрка". В 1989 году, когда насажденная сверху "борьба за трезвость" пошла на убыль, я отправился на ПЛВЗ взять интервью у его директора Валентины Трипецкой. "Ты что - это же запретная тема", - отговаривали коллеги. Так я и назвал свой репортаж.

Валентина Андриановна была несколько удивлена появлением журналистов, но видимо, ей самой хотелось выговориться о наболевшем. До 1985 года завод выпускал 2 млн. 700 тыс. декалитров продукции в год, но это не означало, что все это количество выпивали только жители республики.Значительная часть спиртных напитков поставлялась в Мурманскую область, где не было своего предприятия. В 1986 году объем производства рухнул до 1,3 млн. декалитров, а выпуск "цветных" напитков - ликеров и настоек - практически прекратился.

В 1989 году, рассказывала нам директор, планируется выпустить уже 1,45 млн. декалитров продукции, но с "цветной" по-прежнему будут проблемы: не хватает сахара. За годы борьбы с алкоголизмом его потребление в стране резко выросло. Но не из-за того, что пьяницы стали сладкоежками, а просто в разы подскочило самогоноварение.

Тогда Валентина Андриановна открыла нам один секрет, но просила об этом пока не сообщать читателям.

«Вы обратили внимание, что привозная водка разлита в зеленые лимонадные бутылки - так называемую евротару, а наша продается в соответствующей напиткам прозрачной посуде?»- указала директор.

«Дело в том, что заводам-производителям предписывалось не только сокращать объемы производства, но и уничтожать запасы водочной тары. У нас на складе имелось примерно полмиллиона бутылок, которые должные были превратиться в стеклобой. Рука не поднялась, я ее сохранила», - вздохнула Валентина Андриановна…

Мы с фотокорреспондентом Василием Петуховым осмотрели цеха, лабораторию, где из химической посуды (другой не было) продегустировали напитки. Поинтересовались, пьет ли сама директор, и если да - то что предпочитает?

- У нас, вы удивитесь, непьющий коллектив, - ответила руководитель. - Специфика работы такая, что неустойчивый к спиртному человек здесь не задерживается - увольняем. Я сама могу вывить рюмку в праздники. Предпочитаю нашу "Столичную" водку и "Клюковку".

На прощание Валентина Андриановна протянула нам по бутылке "Столичной". Заметив мой взгляд на кофр фотокорреспондента, деловито сказала: "Его охранники могут проверить, лучше спрятать под куртками - за пояс в штаны". И сама проводила нас до проходной, проконтролировав процесс "пересечения границы". Водку мы принесли в редакцию. А через пару дней наступал новый 1990 год - год отмены антиалкогольной кампании.

…Мы сдержали слово, и ничего не рассказали о директорском секрете. За это самостоятельное решение директор могла бы запросто вылететь из партии и лишиться должности. Сегодня Валентина Трипецкая, заслуженный работник народного хозяйства республики, 25 лет отработавшая руководителем ПЛВЗ, чья фирменная продукция - "Карельский бальзам", "Петровская", "Клюковка" - стали брендом союзного уровня, уже давно на заслуженном отдыхе. И об этом смелом даже по нынешним временам поступке, думаю, уже можно было рассказать.

 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах