По ту сторону баррикад
Уже 21 февраля комиссия карельского Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства рассмотрит заявку компании, желающей получить рыбоводный участок под разведение форели в Лоухском озере. Это не первая попытка форелеводов добиться выделения РВУ в данном месте, подготовка идет уже третий год. Но местное население, жители поселка Плотина, выступили категорически против такого начинания. Причина - Лоухское озеро является источником питьевой воды, в населенном пункте нет очистных сооружений, и вода поступает в дома прямо из водоема.
Для этих опасений есть все основания: по мнению местных жителей, никто не проводил научных изысканий по поводу того, как форелеводческое хозяйство повлияет на их жизнь. Имеются два исследования, оба дают положительные заключения на предмет форелеводства.
Но эти документы говорят скорее о том, каково будет в озере товарной форели, а не о том, каково при этой рыбе будет людям.
Судя по всему, и республиканский Минсельхоз не очень-то удовлетворен имеющимися сведениями, поэтому попросил о проведении исследований специалистов ПетрГУ и Карельского научного центра. Но письма ученым отправили только в январе, а участки готов нарезать уже через пару дней…
Точка зрения жителей Плотины представлена довольно широко и подробно. Теперь мы попросили изложить свое видение ситуации Андрея Царева, директора компании «Акварекс Био», которая собирается создать хозяйство в районе поселка. Странно, что никто до нас не предлагал ему публично высказать свою точку зрения, а она более чем интересна.
Чего хотят форелеводы
Лоухское озеро фирме не столько нужно, сколько важно. Потому что разводить форель будут не в озере, а в море. Морской участок, который хотят развивать форелеводы, очень перспективный. Недаром в Европе рыбу выращивают именно на морских просторах: она мало болеет, не загрязняет окружающую среду (море «перемелет» любые органические отходы) и приобретает очень интересные вкусовые качества.
«Для того, чтобы выращивать рыбу в Белом море, нужно иметь рядом пресноводный участок», - объясняет Андрей Владимирович. – «Зимовать в морской воде, температура которой -1,4 градуса, она не может: форель при таком холоде погибает, у нее сворачивается белок. Мы с коллегами по цеху специально, для проверки, запустили туда пол тонны рыбы, оставили на зиму – погибла вся.
Для того, чтобы этот участок зарыбить, нужно иметь рядом пресноводный водоем. Потому что перед сезоном выращивания нужно в течение двадцати дней перевести 400 тонн живой рыбы. И чем меньше расстояние, тем реальнее задача.
Единственные два озера в этом районе, которые подходят по глубинам и расстоянию: Верхнее Пулонгское и Лоухское. Но на Верхнем Пулонгском уже есть хозяйство – остается Лоухское. А единственный поселок, который позволит обеспечить приемлемую логистику – Плотина…»
По этой причине форелеводы и пришли в администрацию Плотины, это было в 2020 году. Как рассказывает Андрей Царев, поначалу местные власти восприняли идею весьма благосклонно. Почему спустя полтора года отношение поменялось настолько кардинально, можно только догадываться.
Впрочем, вариантов немного. Бизнесмен ясно и понятно объясняет, зачем ему нужны садки на Лоухском озере, но главный-то вопрос – зачем они нужны местным жителям? И понятия типа «инвестиционная линия» здесь не принимают.
Прочитав публикации коллег из других изданий и ознакомившись с протоколами собраний населения поселка, мы заметили одну странность: никто не упомянул о том, что готовы дать бизнесмены взамен на лояльность местного населения.
Что предлагают форелеводы
Как следует из аналитической записки, представленной в карельский Минсельхоз, в первую очередь новое хозяйство даст людям работу. Причем такую, которая не требует особой квалификации: рыбоводы и охранники. Только на Лоухском озере для этого потребуется как минимум 10 человек, а на морском участке будет задействовано 50 человек. Кроме того, потребуются люди для строительства и обслуживания помещений в самом поселке.
Для сравнения: по информации главы Карелии Артура Парфенчикова, все население Плотины сегодня составляет не более сотни жителей, включая детей. Предприятий в поселке нет никаких: в соседнем Чкаловском был довольно известный дайв-центр, но и тот закрылся.
Естественно, новое предприятие существенно повлияет и на экономику района. Фирма, которая хочет обустроить хозяйство, зарегистрирована в Петрозаводске, а как только появится свое помещение в Лоухском районе – «переедет» туда, это нормальная практика агрохолдинга. То есть налоги будут оставаться здесь.
Но главный аспект, который поднимают противники идеи – экологический. Местные жители обращают внимание, что для них Лоухское озеро остается единственным источником питьевой воды, здесь установлена насосная станция. Отходы рыбоводства могут отразиться на качестве воды.
Андрей Царев обращает внимание, что площадь акватории озера составляет 57 квадратных километров, из которых рыбоводное хозяйство хочет занять лишь 0,06 квадратного километра.
Местный водозабор не значится ни в одном реестре и, соответственно, юридически не существует. Но бизнесмены понимают важность этого объекта для местного населения. Поэтому они поменяли условия заявки и просят выделить им участок в 3 километрах от поселка (санитарная охранная зона водозабора по закону – 500 метров).
Немедленно встал вопрос и о том, куда будут деваться отходы от выращивания форели: в Карелии уже были случаи, когда потроха и кровь просто зарывали в лесу или сбрасывали в реки.
Читайте по теме: «Рыбные стоки» в Сегежском районе фиксировали еще 4 года назад»
Тут есть интересный нюанс. Оказывается, существует два вида рыбных отходов: от выращивания и от потрошения. Отходы выращивания компания собирает, замораживает и в специальных бочках отправляет на переработку в Петрозаводск, все документируется и отслеживается автоматизированной системой "Меркурий".
Автоматизированная система Меркурий предназначена для электронной сертификации поднадзорных госветнадзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации
Что же касается отходов потрошения – тех самых крови и потрохов – то их в Лоухском районе в принципе не будет, потому что переработкой рыбы здесь заниматься не собираются.
Впрочем, пока местных жителей все эти доводы не убеждают, или они их не слышат. Люди выступают резко против организации форелеводческого хозяйства у себя под боком. Но, по мнению Андрея Царева, они не понимают, что никто не будет идти против их воли и ставить садки насильно.
«Я очень давно в этом бизнесе и прекрасно знаю, что такое порезанные садки и «ушедшая» рыба», - говорит Царев. – «Если нет понимания с местным населением – работать будет невозможно, ты просто прогоришь. А учитывая, что на Лоухское озеро завязан морской участок, в который только на создание инфраструктуры нужно влить порядка 150 миллионов рублей, риски слишком велики».
Таким образом, объясняет директор «Акварекс Био», если отрицательный настрой жителей Плотины сохранится, никто им навязываться не станет. Форелеводы просто найдут другое место. Кто от этого выиграет, говорить пока рано, но в том, что Плотина проиграет, Царев уверен.
Очередная заявка «Акварекс Био» на участок в Лоухском озере должна быть рассмотрена 21 февраля. Бюджет на освоение участка компания распланировала только на 2023-й год. Если за этот год договориться с местными не получится – скорей всего, компания уйдет.
Впрочем, время на поиск компромисса еще есть.
«На заседании комиссии участки только будут сформированы, если будут», - объясняет председатель Союза рыбопромышленников Карелии Илья Раковский. – «Дальше состоятся торги, определится победитель, будут заключаться договоры. В процессе этой бюрократической фазы стороны вполне могут прояснить все спорные моменты. Какие-то особые нюансы могут быть включены в договоры».
Дело за желанием сторон.
При подготовке материала использованы данные сайта rusprofile.ru.