МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Дадут ли горожанам любоваться прибывающими в Петрозаводск кораблями

Романтика под запретом: прикрываясь безопасностью, предприниматели лишили гуляющих привычных красивых видов

Возможно, уникальная для России практика, когда люди не могут попасть на причалы водного вокзала, прекратится и в столице Карелии

Фото: Максим Берштейн

Новость о том, что пассажирские причалы Петрозаводска перешли в собственность республики, не вызвала у наших читателей энтузиазма. Между тем смена собственника порта может серьезно повлиять на туристическую и общую привлекательность карельской столицы. Тем более, что власти, похоже, всерьез собрались развивать круизный туризм, для чего руководитель региона Артур Парфенчиков подписал соглашение о сотрудничестве с известной российской компанией «ВодоходЪ»

Это очень серьезный партнер, и прошлым летом петрозаводчане могли воочию в этом убедиться. Тогда в Петрозаводск впервые зашел «Мустай Карим» - самый большой круизный лайнер страны, к тому же отечественного производства, и принадлежит он «Водоходу».  Фото пресс-службы Минтранса РК

Могли – да не смогли, потому что зайти на пирс и полюбоваться футуристическим лайнером людям не дали. Причальный комплекс водного вокзала уже несколько лет как закрыт для посещения. Сюда пускают только пассажиров.  Фото: Максим Берштейн

Долгое время мы пытались понять, как могла сложиться такая ситуация. По нашим данным, Петрозаводск – единственный в стране портовый город, где на пассажирские причалы нельзя зайти обычным гуляющим. Мы связывались с журналистами из городов, где имеются водные вокзалы, говорили с бывалыми путешественниками. Нигде такого нет.

К примеру, Яна Семенова, ведущая паблика «Архив фотографий Бориса Семенова» - большая поклонница водных круизов. По рекам, озерам и морям она обошла всю европейскую часть России, а также изрядную долю Средиземноморья. Это десятки городов, и везде причалы пассажирского порта являются важной частью городского променада. Везде - кроме Петрозаводска, где порт превращен в подобие кладовки арендатора. Мы приводили конкретные примеры.

Читайте по теме: «Речному вокзалу столицы Карелии не дают стать достопримечательностью»

Но ведь так сложилось буквально несколько лет назад. Никогда до этого, с дореволюционных времен, людям не препятствовали наблюдать за прибытием кораблей непосредственно с пристани. 

Читайте по теме: «Как выглядела Общественная пристань Петрозаводска в разные годы»

Несколько лет мы пытались разобраться, кто же позволил лишить город важной достопримечательности. Обращались за разъяснениями в правительство региона и к депутатам. Выяснилось, что арендатором объекта является Информационный туристский центр Республики Карелия. Вице-спикер карельского Законодательного собрания Илья Раковский обратился в это учреждение с запросом, и получил ответ: «Объекты транспортной инфраструктуры - причалы №1 и №3 не являются частями Онежской набережной, Петровской набережной города Петрозаводска. Свободный доступ, в том числе для прогулок физических лиц, на причалы № 1 и №3, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в части обеспечения транспортной безопасности, запрещен».

Вопрос – кем запрещен? Наша редакция направила запрос собственнику причального комплекса – в Росимущество. Там отчитались: «Ограждение территории указанных причальных сооружений было установлено арендатором в связи с проведением мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов в соответствии с предписаниями Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора».

Хорошо, ограждение положено, но почему людей не пропускают? Только в Петрозаводске, и только на водном вокзале? Ведь железнодорожный и автобусный вокзалы также остаются объектами транспортной инфраструктуры, они ограждены забором и снабжены досмотровым оборудованием. Но там никому в голову не приходило ограничить доступ на перроны. Ведь это - встречающие и провожающие, они помогают донести вещи и просто дойти до посадки пожилым людям. В Петрозаводске пассажирам водного транспорта в этом отказано. То есть песня «Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда» – это про Петрозаводск.

Вот что думает о ситуации известный карельский путешественник, блогер и фотограф Илья Тимин:

«Причальная зона, конечно же, должна быть общедоступна. Есть, безусловно, нюансы: если суда пришвартованы, должна быть пропускная система на само судно. На кораблях есть очень много оборудования - навигационное, швартовочное, якорное оборудование. И если кто-то случайно зашел и ослабил трос, судно может непроизвольно отойти от причала, и так далее. Поэтому, конечно, должны быть некоторые ограничения».

По мнению Ильи, пресловутый зеленый забор не только портит вид петрозаводской набережной, но и препятствует проходу по ней. Во всех городах, где он был, закрытая зона ограничена пирсами. В Петрозаводске же закрыт весь причальный комплекс. 

«У нас порт на сегодня в частных руках (имеется в виду арендатор – ред.), хотя в советское время он был государственным, - продолжает путешественник. - Это был пассажирский порт, он в центре города, возле речного вокзала. А сейчас мы здесь часто видим припаркованные краны и сухогрузы, какие-то технические суда… Это некрасиво, это реально портит вид нашего города. Так думаю не только я, а в том числе туристы, гости, которые приезжают, с которыми мы общаемся. Это центральный порт, он должен быть пассажирским, туристическим».  Фото: Максим Берштейн   Фото: Людмила Корвякова

По мнению Тимина, речь идет еще и об экономическом аспекте. По сути причалы – это водная парковка для всех желающих, которые за определенную плату могут воспользоваться услугами портовой инфраструктуры. Это очень распространено за рубежом. У нас же арендатор пускает, кого хочет, а не хочет – не пускает. Такая ситуация, во-первых, создает барьер для развития водных переводок в речной системе России, а во-вторых - изолирует граждан от доступа порту.

В Петрозаводске, конечно, есть клубные причалы, но это все частная территория, а общественной, получается, нет. Но уж коли теперь причальный комплекс перешел в ведение республиканских властей – может, пора исправить это положение?  Фото: Максим Берштейн

Мы подготовили запрос в адрес нового министра дорог, транспорта и связи республики, чтобы прояснить его мнение на этот счет. А пока – ждем открытия навигации и прихода первых круизных лайнеров, рассмотреть которые вам не дадут. Если, конечно, вы не журналист. 

Теплоход снаружи и внутри: как живет круизный лайнер озерного масштаба

Смотрите фотогалерею по теме

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах