Детский омбудсмен: запись в первые классы петрозаводских школ основана на дискриминации

То, что Петрозаводск сделали Единым образовательным округом, вышло боком с неожиданной стороны

Предоставление права всем горожанам идти в любые школы ударило прежде всего по тем, кто живет возле престижных школ: туда стало не пробиться.

То, что Петрозаводск сделали Единым образовательным округом, вышло боком с неожиданной стороны
Школа должна давать знания, а не быть элитным клубом. Фото: Наталья Мущинкина

Безопасность и доступность

Многие считают панацеей электронную очередь. Но и здесь есть нюансы. На 100 мест в интернет уходит 200 заявлений  – и по каким критериям будут отбирать школяров? «Подсуживание» исключено: о родителях ничего не известно (в электронной форме мама или папа не указывают даже места работы). Но и о самих детях – тоже. В расчет не берутся ни способности, ни склонности – ничего. Выяснилось, что победит не здравый смысл, а скорость интернет-соединения. Успел записаться в первые полчаса? Молодец, иди покупать рюкзак будущему школьнику. Нет? Что ж поделать, идите туда, где останутся места. Разве это равные условия для всех? Разве это не нарушение прав?

Высказаться на этот счет мы попросили Уполномоченного по правам ребенка в Карелии Геннадия Сараева – тем более, что проблема ему знакома давно. Еще на посту замминистра образования республики ему приходилось с ней сталкиваться.

Геннадий Александрович отметил, что обращений к детскому омбудсмену от родителей по вопросу записи детей в первые классы много: кто-то недоволен электронной записью, кто-то – тем, что не может записать дитя в школу возле дома. По мнению Сараева, изначально решение об объединении всего города в Единый образовательный округ было подсказано группой граждан, заинтересованных к записи детей в определенные школы. С одной стороны эти школы смогли отфильтровывать «сильных» учеников и мотивированных родителей, с другой – оказала влияние и система градации учебных заведений. Все это не работает в первых классах, но родители думают о будущем.

- Решение проблемы – простое: территориальное закрепление школ за улицами, - объяснил свою позицию омбудсмен. – Я исхожу из позиции безопасности ребенка. Путь в школу не должен быть долгим, включать переходы через автомагистрали и другие опасности. Первоклассник в экстренном случае должен иметь возможность быстро и самостоятельно дойти до школы или вернуться домой.

Для того, чтобы родители перестали «голосовать ногами» за определенные школы, нужно уравнять качество образования. Тогда очередей не будет.

- Если в конкретной школе есть проблемы, родители недовольны, надо решать проблему локально, - настаивает правозащитник. – Возможно, за счет перераспределения ресурсов: сильных учителей, директоров. Если в школе нет желающих учиться – это сигнал для администрации. Давайте направим учителей, деньги, общественников, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. Почему не сделать школу филиалом более успешного учебного заведения?

Для того, чтобы учителя были готовы переходить из одной школы в другую, требуется, по мнению омбудсмена, уравнять и зарплату педагогов.

- В Кадетском училище зарплаты в разы выше, чем в обычной школе. Почему? По сути, услуги-то оказываются одни и те же. Поддержку нужно оказывать педагогам, работающим в системе инклюзивного образования, а также с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации, - полагает Геннадий Сараев.

Есть у правозащитника вполне четкая позиция и относительно вопроса льгот. Многие горожане не понимают – почему право первоочередной записи имеют дети полицейских, судей, других категорий «силовиков». Сараев считает, что подобная льгота препятствует исполнению одного из главных принципов образования – доступности. Льготы, по мнению собеседника «МК» в Карелии», реально нужны только военным, которые по служебной надобности могут сменить место жительства. Но право на запись вне очереди – привилегия, дарованная на федеральном уровне. И отказаться от нее не так просто.

Вообще система, при которой формируется очередь, нехороша. Но если сделать образование в школах одинаково качественным, родители будут озабочены только вопросом записи в ближайшую школу. А этот вопрос можно решить, введя запись в школы по сведениям из детсадов. В ряде районов, разумеется, придется достраивать здания. Только лучше не просто школы, считает Сараев, а некие образовательные центры, в которых можно будет разместить и детсад, и кружки, и школьные классы. Ведь демография изменчива. Сегодня району нужны места за партами, а через год – места в группах для дошколят.

Лучших вперед?

Поскольку «приписной» принцип распределения мест в школах не устраивает уже очень многих, одно время обсуждалась возможность ввести в школах отбор учеников. Представители педагогической общественности предполагали, что в школы с углубленными программами учащихся надо набирать по результатам тестов. Но тогда речь шла про старшие классы. Например, тогдашний директор 13-го лицея и депутат Заксобрания РК Галина Васильева  полагала, что детям полезно привыкать к условиям конкуренции. А ее коллега Эмилия Слабунова, бывший директор Лицея №1, считала, что специализированная программа нужна тем, кто к ней более расположен.

Это все так. Когда у человека формируется четкий взгляд на будущее – он (не без помощи родителей, конечно) должен решить, на что делать ставку, к чему прилагать максимум усилий. Но как быть с первоклашками? Им тоже пора задуматься о конкуренции? Такой вариант – с тестами - некоторое время существовал в ряде петрозаводских школ. Все будущие ученики сдавали экзамены: рисовали под диктовку узоры на листочках в клетку, общались с учителями и психологом, произносили, запинаясь, «My name is»... Если испытания выдерживались – двери школы открывались. Или же администрация учебного заведения с результатами тестов перенаправляла ребенка в другую престижную школу, расположенную в ином районе города.

Здесь, в принципе, тоже можно усмотреть дискриминацию. Семь лет человеку, может быть, он пока еще не «дозрел». Может быть, ему исполнится семь с половиной, и он внезапно сделает мощный рывок в развитии и обгонит одноклассников.

Продолжение следует

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: «В очередь, дети, в очередь!» Часть вторая

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру