Как складывалась судьба петрозаводского памятника Петру Великому. Часть первая

Старейший городской монумент помнит многое, но не стареет

Недавно мы отметили 315-летие со дня основания Петрозаводска. И сегодня мы вернемся к одному из его символов, ставшему привычным, а потому, увы, неприметным и даже забываемым: памятнику Петру I – отцу-основателю литейного заводика, давшего название нашему городу.

Старейший городской монумент помнит многое, но не стареет
Это, безусловно, один из самых стильных памятников в городе.

Чем был Петрозаводск в XIX веке? Захолустным городком Российской империи, да еще "подстоличной Сибирью", куда укатывали ссыльных. Даже не убивцев на веки вечные, как на Сахалин, а так - вольнодумцев, на вольные хлеба. В губернском городе, согласно данным энциклопедии Брокгауза и Ефрона, насчитывалось 12964 тысяч жителей, из них 6292 мужского и 6673 женского пола. Среди них, отмечает эта статистика, проживало 1268 дворян, 352 представителя духовенства, 205 купцов и почетных граждан, и только 972 рабочих. Среди достопримечательностей российские энциклопедисты уже тогда называли памятник Петру Великому.

Не каждому дано лелеять…

Правил Олонецкой губернией накануне появления этих данных Николай Писарев (1807-1884). Надо отметить, что, как и в век нынешний, Карелии то везло на губернаторов, то не очень… Николай Эварестович был представителем старинного дворянского рода, окончил Московский университетский пансион, и после служил чиновником разных ведомств. Выбился в управляющие канцелярии Киевского генерал-губернаторства, а в 1848 году в чине действительного статского советника был назначен губернатором нашего края.

За что же такая немилость? Современники Писарева в его бытность киевским чиновником рассказывали: "Писарев и другие подчиненные… выдумывали заговоры и раздували их важность с целью выслуживаться и получать награды, а, между тем, оговоренные подвергались ссылке в Сибирь и другим тяжким наказаниям". Местные помещики "чтобы не подвергаться арестам, платили Писареву большие суммы". Дело о вымогательстве и коррупции дошло до столицы, но родовитого мздоимца не посадили, а отправили от греха подальше в "почетную ссылку" - к нам в Олонию.

Жена Писарева, поежившись в холодном карельском климате, вскоре уехала, а Николай Эварестович остался править "подстоличной" и думать, как избавиться от сей напасти. В надежде выслужится, он по старой привычке начал было катать доносы на чиновников, но понял, что здесь не богатая Малороссия - что с них взять... И тогда губернатор переключился на "политику" и начал гнобить ссыльного Георгия Андрузского - ученого, поэта, друга Тараса Шевченко, к тому же члена Кирилло-Мефодиевского братства и вообще - "подозрительного малоросса". Досталось и общавшимся с ним дворянам-вольнодумцам. Но эти кляузы не помогли Писареву вернуться в высший свет. И здесь я позволю себе вольность, с которой могут не согласится профессиональные историки. Олонецкий губернатор, чтобы прославиться,  предложил установить в Петрозаводске памятник самому государю Петру I.

Произошло это в 1850 году. Николай Писарев направил соответствующее письмо в Санкт-Петербург, в Министерство внутренних дел, которое в те временя ведало и культурой. В нем губернатор предлагал установить памятник отцу-основателю на месте бывшего Петровского дворца (в верхней части современного Парка культуры). По мнению его превосходительства, монумент должен быть "простой архитектуры с приличной надписью". К сожалению, этот документ затерялся в архивах, и мы не можем оценить задумку Писарева. Зато известен ответ: отказать, ибо доморощенный проект не отвечает "высокому назначению". Наместнику посоветовали работать и искать проект более "изящного и художественного монумента". На том дело и застопорилось. А через год губернатора Писарева уволили, и вскоре он вообще сгинул в анналах Истории.

Губернатор "Три Г"

Следующим наместником, одержимым идеей увековечивания памяти императора, стал Григорий Григорьевич Григорьев, который оставил куда более значимый след в истории не только нашего города, но и обширной в те времена губернии.

Будущий губернатор (1819-1899), как считается, был внебрачным сыном графа Григория Владимировича Орлова. Окончил Медицинско-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, честно служил при Мариинской больнице для бедных. В 1847 году был замечен в своем усердии и переведен в министерство внутренних дел по профилю своей социальной работы. С тех пор - блестящая карьера: МВД, затем - посты пензенского и владимирского вице-губернаторов. 25 мая 1870 года Григорьев назначается начальником Олонецкой губернии.

На этом посту Григорий Григорьевич поначалу и не мыслит об установке памятника отцу-основателю города - не до этого. Он проводил земельную реформу, строил дороги, телеграфные линии на Олонец, Повенец и Сумпосад, организовывал регулярное пароходное сообщение на Повенец, Пудож, Вытегру и Вознесенье. Именно Григорьев направил записку в кабинет министров о необходимости проведения изысканий для постройки Беломорско-Балтийского канала. По его предложению была реорганизована земская медицинская служба, открыта первая в губернии учительская семинария. За 10 лет его правления в губернии начали работать более 200 новых народных школ.

В 1871 году губернатор Григорий Григорьевич распоряжается создать на Круглой (ныне имени Ленина) площади Естественно-промышленный и историко-этнографический музеи при местном губернском статистическом комитете - будущий Национальный музей РК. И только затем обращается в правительство Российской Империи с представлением "О введении в Петрозаводске памятника Петру I на счет казны".

"Предстоящее 200-летие монарха 30 мая 1872 года есть самый лучший и соответствующий момент по историческому значению для открытия памятника", - отмечает Григорий Григорьевич. И продолжает: "Самым выгодным пунктом для памятника представляется Круглая площадь между зданием Присутственных мест и Губернаторским домом… Вид с этой площади к юго-востоку открыт в далекое пространство, перед нею расположен Александровский пушечный завод, а к востоку видны Петровский сад и городской». Обстоятельное прошение на этот раз было удовлетворено, и из казны граду Петрову было выделено 15 тысяч целковых.

Как Петр себя заказал

Вообще-то идея ставить памятники реальным людям родилась на Руси не так уж давно, во время царствования самого Петра Алексеевича. До этого простой люд лишь ставил столбами своих идолов и поклонялся им до одури. Да и православие, воцарившись на Руси, тоже не одобряло изваяний. Как известно, адепты новой религии изничтожили все дохристианские языческие скульптуры, но новых объемных сооружений не создали. И даже самые почитаемые православные святые (куда уж тут смертным), изображались по строгим канонам нововведенной религии. Отсюда все реальные герои Земли Русской у нас на одно лицо. Так продолжалось до кончины царя Алексея Михайловича Романова.

Жадный до новизны Петр Алексеевич перевернул Россию. И, конечно, стал инициатором создания первой русской скульптуры. Но не себе самому, а своему верному солдату Сергею сыну Леонтьеву Бухвостову. Этот простой мужик, то ли конюх, то ли стряпчий, чуть ли не первым явился к юному царю, когда тот в 1683 году набирал свои потешные войска, и был зачислен в бомбардирскую роту Преображенского полка. С тех пор Бухвостов участвовал практически во всех военных кампаниях Петра от Азовского похода до взятия Нотебурга и Нарвы. А, значит, можно с большой долей уверенности предположить, что верный солдат был при Петре и во время похода 1702 года по "Осударевой дороге" по территории современной Карелии. В признательность за многолетнюю честную службу император присвоил ему чин майора с зачислением в Санкт-Петербургский гарнизон, кем он и значился до своей смерти в 1728 году.

Петр отблагодарил солдата. По велению императора итальянский скульптор Бартоломео Растрелли, в последствие прославившийся архитектурным великолепием Санкт-Петербурга, изваял памятник "побуждаемому собственной охотой" новобранцу потешного войска. Но запечатленный в бронзе первый контрактник русской регулярной армии Сергей Бухвостов, к сожалению, не дожил до наших дней.

Не будем скрывать: Петр Алексеевич не забывал и о себе, любимом. Новая столица - Санкт-Петербург - представлялась ему Новым Римом, и так же, как в "вечном городе", в нем должен был стоять памятник императору. Создавать его в 1719 году начал тот же Растрелли, который попросту скопировал конную скульптуру Марка Аврелия в Риме. Судьба этого творения итальянского зодчего незавидна. Петр было одобрил статую, но вскоре отошел в мир иной. А его венценосные потомки, занятые внутренними интригами, с установкой памятника великому предку не спешили, требуя переделок по своему вкусу. Шло время, папа Бартоломео уже умер, и довести до ума памятник взялся его сын Франческо Растрелли, но и его труд не был оценен. Только в 1800 году – спустя 80 лет после начала работ - давно готовый монумент был извлечен Павлом I из "Литейного амбара", где пылился все эти годы, и установлен возле любимого молодым императором Михайловского замка.

Читайте далее: "Как складывалась судьба петрозаводского памятника Петру Великому. Часть вторая"

Редакция благодарит Национальный архив и Национальный музей Карелии за помощь в подготовке материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру