Что повидала Круглая площадь Петрозаводска за два с половиной века

Менялись вожди, идеологии и даже названия страны, а ей все нипочем

Зданиями, обрамляющими первую площадь карельской столицы, любовались императоры Александр Первый в 1819 году, и его внук Александр Второй в 1858 году. Как свидетельствовали современники, царь-освободитель даже почивал в губернаторском доме, а полицейские в округе строго следили за тем, чтобы ни один посторонний звук не нарушил покой государя.

Менялись вожди, идеологии и даже названия страны, а ей все нипочем
В эпоху развитого социализма.

После Октябрьского переворота в бывших присутственных местах и доме губернатора поселилась советская и партийная власть. До того, как были построены Дом правительства в 1939 году и здание ЦК компартии Карело-Финской ССР в 1952 году, здесь располагались органы управления республикой. Стены этих зданий видели новых отцов-основателей Карельской трудовой коммуны Эдварда Гюллинга, Густава Ровио, первого секретаря ЦК КП(б) Геннадия Куприянова, репрессированного, но выжившего в сталинских лагерях.

Митинги и шествия были постепенно перенесены - от греха подальше - на площадь Кирова, ставшей главной площадкой для проявления патриотических чувств трудящихся. Скучно стало на бывшей Круглой площади…

Однако 26 июля 1931 года бывшая Круглая площадь стала свидетельницей, прямо скажем, необычного явления. В небе над городом появилась огромная серая "сигара", которая с легким жужжанием медленно пролетела на площадью. Самые глазастые обыватели ахнули: на оболочке невиданного летательного аппарата было написано: "Graf Zeppelin". Это действительно был немецкий дирижабль LZ-127 "Граф Цеппелин", построенный в 1928 году и, более того, в то время - крупнейший дирижабль мира. Его длина составляла 236,6 м, диаметр - 30,5 м, объем газа - 105000 кубических метра, а силовая установка состояла из пяти моторов мощностью 530 л.с. каждый, способных перемещать 25 тонн груза на расстояние до 10 тыс. километров.

Петрозаводчане и не догадывались, что гигантский воздушный корабль держит курс на советскую Арктику. Там экипаж, состоящий из почти полусотни ученых из Германии, США, Швеции и СССР, проведет большую работу по изучению магнитного поля высоких широт, сделает высокоточную фотосъемку архипелагов Франца Иосифа и Новой земли, и даже обменяется почтой с советским ледоколом "Малыгин", что стало большим техническим достижением тех лет.

"Граф Цеппелин" был ко всему прочему и самым успешным дирижаблем Германии. За девять лет работы он провел в воздухе свыше 17 тысяч часов, пролетев в обшей сложности почти 1,7 млн. километров, перевез более 13 тысяч пассажиров и около 70 тонн грузов и почты, при этом 143 раза пересек Атлантику и один раз - Тихий океан. 

А вот советским дирижаблям, пролетавшим над Петрозаводском, не везло. В 1935 году площадь вновь увидела летающую "сигару". Газета "Красная Карелия" сообщила: "23 октября в 4 часа дня над Петрозаводском показался дирижабль "СССР-53" конструкции "Челюскинец В-7". Сделав несколько полукругов и разворот, дирижабль взял курс на Ленинград". Горожане тогда не знали, что воздушный корабль совершал пробный полет по маршруту Гатчина–Петрозаводск–Гатчина и на обратном пути потерпел катастрофу. При сильном встречном ветре закончилось топливо и неуправляемый "Челюскинец", ударившись о ЛЭП, загорелся. Погиб один член экипажа.

Но вот интересный момент в истории пролета этого дирижабля над Петрозаводском, о котором почему-то не сообщила газета. Командир корабля Владимир Устинович в своем письме вдове погибшего товарища сообщил: "…Мы ушли в город Петрозаводск, где успешно произвели посадку на Онежском озере и, после высадки и приема людей, вылетели обратно на свою базу". Как такое неординарное событие прохлопали тогдашне репортеры? Может, это была военная тайна, которой уже была окутана вся страна?

Петрозаводск оказался роковой точкой маршрута и для другого советского воздушного судна. Днем 6 февраля 1938 года над площадью Ленина появился крупнейший отечественный дирижабль СССР-В6 "Осоавиахим", направлявшийся из Москвы через Мурманск в Гренландское море для снятия с дрейфующей льдины экспедиции Папанина. А уже вечером он взорвался, врезавшись в необозначенную на карте сопку в районе Кандалакши. Из 19 членов экипажа погибли 13 человек.

…В послевоенные годы площадь имени Ленина жила от праздника к празднику. 22 апреля - в день рождения вождя - к его памятнику традиционно возлагали цветы. В 60-х годах в этот день третьеклассников всего города (включая и автора этих строк) принимали в пионеры. Было красиво и холодно: мы стояли в белых рубашках, держа галстуки на сгибе левой руки, в одну шеренгу вокруг всей площади и ждали счастливого мгновения, когда комсомольцы повяжут нам на покрывшиеся мурашками от холода шеи этот символ верности партии, чтобы потом прокричать украденный у британских скаутов девиз: "Всегда готов!".

7 ноября и 1 мая площадь превращалась в своего рода "отстойник". Здесь собирались колонны представителей "рабочего класса и советской интеллигенции", дожидаясь своего часа (в прямом смысле слова), чтобы по команде распорядителей пройти с долгими остановками на проспекте Карла Маркса мимо трибуны на площади Кирова. В те времена эта главная площадка партийных манифестаций охранялась так, как будто бы ее посетил президент современной России. На подступах к площади Кирова все ведущие к ней улицы были частично перегорожены автобусами, оставлявшими только проход для демонстрантов, а сотрудники милиции и "люди в штатском" следили, чтобы в колонны не проникли "чуждые элементы". Избранные зрители могли попасть на площадь по пропускам обкома КПСС, причем, места поближе к трибуне выдавались согласно номенклатурной "табели о рангах".

А с трибуны неутомимо, как китайские болванчики, нам помахивали ручками руководители партии и правительства республики. "Слава Коммунистической партии Советского Союза!", "Братский привет героическому народу Вьетнама!", "Да здравствуют советские профсоюзы - школа коммунизма!"  - запомнился мне хорошо поставленный и усиленный динамиками голос актера Олега Белонучкина. - "Ура!", И мы все, хорошо подбодрившись по дороге горячительным (фляжка или чекушка была у каждого уважающего себя демонстранта), на разные голоса орали вождям (у них тоже был свой буфетик за трибуной): "Ура!!!" Ритуал был соблюден и, забросив в поджидавшие у драмтеатра грузовики портреты членов политбюро и транспаранты, мы расходились по домам, где уже ждали обязательные праздничные столы.

В наши дни Въездная-Циркулярная-Петровская-Круглая площадь имени Ленина оживает только раз в году - 9 мая. Уже который год на ней собирается самая многочисленная за всю историю города демонстрация для марша памяти "Бессмертный полк" - акции, родившейся не по указанию сверху, а в народе и ставшей поистине народной…

А в остальные дни наша старая площадь грустит по тем, кто сегодня остался на задворках истории Петрозаводска - об ее основателе Ярцове, губернаторе Тутолмине, гении артиллерийского дела Гаскойне, императрице Екатерине Великой, ставшей крестной матерью города, и многих других великих людях, чьи имена так и не дождались у нас своего признания.

Впрочем, в канун наступления 2019 года администрация Петрозаводска проявила недюжинный полет чиновничьей фантазии, сочинив перечень новых топонимов города: Гусиный, Олений, Совиный, Лосиный переулки, улицы Долгая, Гладкая… В этом списке вы найдете и знакомое название - нет, не площади - улицы Круглой…

При подготовке материала использованы документы Национального архива и Национального музея Карелии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру