Как жил и чем зарабатывал Элиас Лённрот

В апреле исполнилось 220 лет со дня рождения составителя карело-финского эпоса "Калевала".

Мы расскажем о самом авторе эпоса и попытаемся понять, почему он стал больше мил советской идеологии, чем простым гражданам.

В апреле исполнилось 220 лет со дня рождения составителя карело-финского эпоса "Калевала".
Памятник Лённроту в Хельсинки. Фото: Professor Caretaker/wikipedia.org

От Каяни до Петрозаводска

Элиас Лённрот (Elias Lönnrot) родился в 1802 году в деревушке Самматти Южной Финляндии, находящейся в то время под эгидой Шведской короны, в семье портного. Семья жила бедно - мальчик смог поступить в школу только в 12 лет, но зато в учебе преуспел. Благодаря своим способностям и усердию, поступил в 1822 году на гуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827 году. В том же году защитил диссертацию "Вяйнямёйнен, бог древних финнов" - на латинском языке.

Элиас Лённрот. kansanuutiset.fi

Это божество увлекло Лённрота еще с детства. Как русские дети, с упоением слушавшие былины об Илье Муромце, просидевшем сиднем тридцать лет и три года на печи, он с восторгом внимал рассказам о Вяйнямёйнене. Еще бы - этот герой считался сыном богини Ильматар, родившимся в результате невероятно долгой беременности сразу 30-летним мужиком.

На полученном образовании Элиас не остановился и поступил на медфак Гельсингфорсского университета. После его окончания в 1832 году он отправляется в маленький городок Каяни, где формально прожил 21 год, но на самом деле много путешествовал, собирая фольклор.

Если вы думаете, что Лённрот забыл о клятве Гиппократа, то ошибаетесь. В 1839 году была опубликована его работа "Домашний врач финского крестьянина". А это означает, что во время своих странствий он работал лекарем.

И все же Элиас Лённрот прославился не как врач, а как собиратель древних рун финнов и северных карелов, их пословиц и поговорок. В общей сложности он совершил 11 поездок по финской и русской Карелии, северным районам Олонецкой и Архангельской губерний, побывал даже в Петрозаводске. Лённрот путешествовал пешком, на попутных телегах или в лодках - с сумой, ружьем за плечами и любимой флейтой подмышкой.

отправляется в путешествие с флейтой подмышкой. Рис. А. Линсена, 1847 год.

Фольлорист записывал все, что могли вспомнить встречавшиеся ему жители. Среди них был и карельский рунопевец Архиппа Перттунен, чьим именем названа улица в Петрозаводске. 

Архиппа Перттунен, восстановленный облик

Читайте по теме: "Как миру стал известен облик фактического соавтора "Калевалы"

Первое издание эпоса "Калевала" увидело свет в 1835 году, последнее, окончательное - в 1849 году. В 1862 году Лённрот, почетный член Российской и Берлинской академий наук, оставил госслужбу и удалился в свою родную деревушку Самматти, где и умер 19 марта в 1884 года в возрасте 82 лет.

Первое издание эпоса, 1835 год. Из фондов Национального музея РК

Их финское "всё"

Финны считают, что влияние Лённрота на формирование современного литературного финского языка сравнимо с влиянием Пушкина на русскую словесность. И как полагает наш земляк, бывший костомукшанин, а ныне финский литератор и переводчик Арви Пертту, как вокруг "нашего всего", так и вокруг финского гения, сложилось множество легенд...

Несмотря на увлечение языческими традициями своего народа, отмечает Пертту, Лённрот был истым лютеранином. Будучи благочестивым прихожанином, он сочинял псалмы и был одним из основателей в 1853 году "Общества друзей умеренности", которое, в отличие от нашего "Общества трезвости", не ратовало за "сухой закон". Его членам утром не возбранялось "выпить одну рюмку, в 11 утра - другую, а в 18 часов хлебануть два грога и еще один с сахаром". Употребление пива и вина вообще не ограничивалось.

"Если измерять принятыми в современной Финляндии ресторанными порциями, то членам общества позволялось в целом 0,4 литра крепких напитков в день", - пишет Арви Пертту, - "Но следует помнить, что в те былинные времена не знали нынешних порций, следовательно, дозу можно смело удвоить".

А вот что говорилось об алкоголе в самом эпосе "Калевала":

"Так вот уродилось пиво,

Калевы хмельной напиток,

там и имя получило,

добрую с почетом славу,

чтоб оно хорошим было,

вкусным, крепким и душистым,

всех бы женщин потешало

и мужчин вело к веселью,

радовало добродушных,

а глупцов кидало б в драку".

И уж совсем в стиле рассказов о Ходже Насреддине Пертту приводит такую байку: "Лённрот был также скромным мужем и отцом семейства. Он не мучил понапрасну свою жену. Убедившись, что супруга опять носит плод благочестивого брака, он отправлялся колесить по карельским деревням. Так барыня могла быть в полном покое, и дети росли в тихом доме уравновешенными и счастливыми".

Эти строчки можно считать милым и добродушным отношением к великому человеку, чтобы он не забронзовел для потомков, а значит, не стал им неинтересен. 

Лённрот с семьей

Продолжение следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру