Выбор есть
Неделю назад на нашем сайте был опубликован материал о проблемах в сфере оборота отходов, назревающих в регионе. Он был посвящен действиям регионального оператора ООО «Автоспецтранс», которому отныне вся республика будет платить за вывоз мусора. Вопросы были самые простые: откуда взялся карельский регоператор, как он высчитывал потенциальные объемы ТКО, почему не учел реальные расходы будущих подрядчиков? Обо всем этом можно было спросить руководителей «Автоспецтранса», и контролирующие органы - республиканские министерства природопользования и ЖКХ. С этой целью на прошлой неделе был собран Общественный совет по ЖКХ при петрозаводской администрации, куда пригласили все вовлеченные ведомства. Не пришел никто.
Зато через несколько часов после нашей публикации на официальном портале республиканского правительства появилось интервью с Иваном Новиковым, руководителем ООО «Автоспецтранс». Ни на один из поднятых в нашей статье вопросов он не ответил. Просто указал, что региональным оператором его фирма стала абсолютно законно.
«Конкурс был открытым, а требования к его участникам минимальны, так что на него могла заявиться практически любая управляющая компания. Тем не менее, заявка от «Автоспецтранса» на конкурсе была единственной, и в результате мы стали победителями» - сообщил Новиков. – «Думаю, что для Карелии это не худший вариант, так как ООО «Автоспецтранс» является дочерней компанией Корпорации развития республики и полностью подконтрольной правительству РК. Это, в свою очередь, сохранит управляемость в сфере обращения с ТКО в регионе и не позволит одномоментно в несколько раз повысить стоимость коммунальной услуги».
Надо сказать, что никто и не оспаривал юридическую безупречность выбора регионального оператора. Но уж коли об этом заговорили, давайте разберемся. То, что взвалить на себя эту ношу готова была одна единственная фирма в республике – чистая правда. Но почему?
Во-первых, как рассказала журналистам член петрозаводского Общественного совета по вопросам ЖКХ Любовь Усенко, конкурсная документация переделывалась как минимум дважды. А в результате, сообщили потенциальные конкуренты «Автоспецтранса», одним из требований к будущему регоператору стало наличие 10-летнего контракта на обслуживание какого-либо государственного предприятия. Как рассказал представитель сортавальского «Спецтранса», его компания - с уставным капиталом в 10 миллионов рублей и собственным сортировочным комплексом – из-за этого заявиться на конкурс не смогла. Как и все остальные организации их профиля во всех районах республики: ни у кого из них подобного договора нет, да и быть не может. Потому что вряд ли в Карелии – а то и в России – найдется государственное предприятие с утвержденным лимитом бюджетного финансирования сроком на 10 лет. А вот у ООО «Автоспецтранс» - зарегистрированной в обычной квартире фирмы с 10-тысячным уставным капиталом, без техники, опыта и людей – такой контракт оказался. Правда, неизвестно с кем, документа никто из возможных претендентов не видел. В общем, имеются все основания подозревать, что регионального оператора в Карелии не столько выбрали, сколько назначили.
Опыт соседей
Тех, кто пытается разобраться, по силам ли новому регоператору справится с водруженной на него ношей, на разных уровнях успокаивают: мол, не бойтесь, за регоператором стоит государство. Действительно, ООО "Автоспецтранс" на 90 процентов принадлежит Корпорации развития Карелии, которую, в свою очередь, учредило республиканское правительство. (Оставшиеся 10 процентов принадлежат самому Обществу, хотя и с недавних пор - до этого долей владело частное лицо). Но это, поясняют специалисты, лукавство: никаких финансовых обязательств перед частной фирмой Корпорация не несет и нести не может. Если фирма пойдет на дно, спасать ее за государственные деньги никто не будет.
Председателю Совета Александр Чаженгин для сравнения привел опыт соседних регионов, где недавно также были выбраны региональные операторы по отходам. Также - да не так же.
Мурманская область: региональным оператором стало АО «Управление отходами», это также был единственный желающий. И областное правительство не просто переложило на регоператора право сбора денег – она заключило с ним концессионное соглашение. Фирма теперь обязана построить полигон для утилизации ТКО его содержать (250 тысяч тонн в год), мусоросортировочный комплекс и 4 мусороперегрузочных станции. Еще ничего не получив, компания обязалась инвестировать в эти проекты 1 млрд. 250 млн. рублей. А перед тем, как выходить на конкурс, АО построило эко-парк.
Новгородская область: региональных операторов определено сразу четыре, по зонам деятельности. В каждой зоне конкурс выиграла компания, обладающая реальным опытом в сфере обращения с ТКО, техническими и финансовыми ресурсами.
Ямал: на конкурс заявился также единственный участник – компания, уже запустившая собственный завод по переработке вторичных полимеров.
Санкт-Петербург: тоже единственный желающий быть регоператором, тоже частная фирма. Но у этой фирмы имеется собственный Научно-исследовательский институт по изучению проблем, связанных с отходами… Список можно продолжить.
Что дальше?
Планы у нашего регоператора грандиозные. Для начала – провести злополучный конкурс на подряды, который состоялся накануне и в котором изначально никто не хотел участвовать. О причинах мы рассказывали в предыдущем материале, но для примера: по признанию руководителя департамента ЖКХ петрозаводской администрации Юлии Мизинковой, карельской столице норма вывоза отходов была занижена раза в полтора.
Для того, чтобы конкурс все-таки состоялся, государство пошло по пути уговоров. По нашей информации, крупный чиновник карельского Минстроя на прошлой неделе объезжал районы и уговаривал потенциальных подрядчиков принять участие в торгах. Другого выхода у правительства не было, потому что в большинстве районов альтернативы ныне существующим компаниям по уборке мусора тоже нет. Вопрос – какие доводы приводил чиновник, склоняя фирмы к участию в заведомо убыточном предприятии? Ведь сумма, за которую «Автоспецтранс» взялся вывозить мусор, уже оговорена: 538 рублей за тонну. Определена и цена, которую «АСТ» готов платить подрядчику – 237 рублей за тонну. Но зачем такой договор, скажем, костомукшскому предприятию «МСА», если его экономически обоснованный тариф – 450 рублей за тонну?
Решение проблемы нашлось. Как рассказала Юлия Мизинкова, в недрах Минстроя сейчас вызревают некие решения о том, чтобы впоследствии подрядчикам доплачивать. То есть цена на конкурс заявлена одна, а платить будут больше. Как пояснили нам наши эксперты в области права, проделать такое в принципе возможно. Просто это совершенно незаконно.
Остается неясным, почему «Автоспецтранс» собирается забирать половину оплаты – учитывая, что вся его деятельность пока сводится к рассылке счетов и сбору денег. Правда, уже заявлено о намерении построить свой мусоросортировочный полигон, и потратить на это миллиард рублей (хотя тем же сортавальцам это обошлось всего в 40 миллионов).
А дальше - переход на раздельный сбор мусора. Хотя, по утверждению самого авторитетного карельского эксперта в этой области Олега Шейновского, никто в республике на сегодня не знает, сколько у нас производится мусора и куда его в действительности свозят.
На деле регоператору придется решать другие проблемы. Скажем, в Петрозаводске контейнерные площадки, как выяснилось, никому не принадлежат, и кто будет убирать их после вывоза мусора, неизвестно. Ранее этим занимались управляющие компании, но делать это бесплатно они не намерены. А в Костомукше контейнерных площадок просто нет, а коммунальная организация, вывозившая отходы машинами, в конкурсе участвовать отказалась. Кто будет обслуживать город горняков - неизвестно. Ждем результатов конкурса.