Два вида ФЦП
Деньги, запланированные на подготовку в Карелии земельных участков, предназначенных многодетным семьям, исчезли в неизвестном направлении – таков был лейтмотив выступления на правительственном заседании депутата Госдумы Валентины Пивненко.
Народный избранник напомнила, что в Федеральной целевой программе по развитию региона имелась соответствующая строчка, но теперь она вообще исчезла. Куда же делись выделенные на это средства? Об этом мы спросили заместителя премьер-министра карельского правительства по вопросам экономики Дмитрия Родионова.
Как напомнил вице-премьер, изначально на реализацию ФЦП, созданную в 2015 году, планировалось потратить 15 миллиардов рублей – по 3 миллиарда в год. Но важно понимать, что в своем первоначальном виде программа даже не была документом. Это был некий план, состоящий даже не из мероприятий, а из направлений, на которые республика могла потратить федеральные деньги. Сколько и на что – никто толком не знал, ничего не было конкретизировано. В том числе и направление по подготовке земельных участков под индивидуальное жилищное строительство – вернее, под создание необходимой инфраструктуры.
Была указана сумма – примерно 2 миллиарда рублей, и тоже без всякой конкретики. Сколько должно пойти на электрификацию, сколько на кадастровые работы, сколько на водопроводы и канализацию, сколько на дороги – никто даже не занимался этими подсчетами, потому что никто не знал, сколько участков и в каких районах нужно подготовить, и есть ли подходящая земля. По сути цифра была взята «с потолка».
И только в 2017 году, с приходом к власти команды Парфенчикова, программа была окончательно сформирована, и федеральные деньги пошли в регион. Но два года было упущено, и в соответствии с этим Москва урезала бюджет ФЦП – на 6 миллиардов рублей. Теперь правительству приходилось выбирать, что же отставить в программе, а от чего отказаться. В последнюю категорию попало создание инфраструктуры для земельных участков – просто потому, что ничего не было подготовлено для освоения средств.
Пропавшие миллиарды
На вопрос, куда же делись запланированные по этой строке ФЦП миллиарды, Дмитрий Родионов отвечает: никуда. Все недополученные 6 миллиардов не ушли на сторону, а остались за нашим регионом – и за это нужно благодарить лично председателя Комиссии по подготовке к 100-летию Карелии Николая Патрушева, секретаря Совбеза РФ.
- Благодаря ходатайству Николая Платоновича перед президентом страны эти деньги были зарезервированы для строительства дорог и мостов в нашей республике, - рассказал вице-премьер. – Решение принято и доведено до Министерства транспорта РФ. Мы уже готовим проектно-сметную документацию на ряд крупных транспортных развязок в Петрозаводске и на дороги республиканского значения.
Кстати, два полуаварийных моста в столице республики – на ул.Антикайнена и ул.Луначарского – также планируется реконструировать за счет этих средств.
Параллельное финансирование
Но саму проблему с участками для многодетных семей не забросили. Как объясняет вице-премьер, разработка проектно-сметной документации ведется – просто финансируются эти работы из другого федерального источника.
- Схожие программы у нас идут по линии Минстроя России, - говорит вице-премьер. – Сегодня готовится ПСД по трем земельным участкам в Сортвальском районе, идут работы в Медгоре и Сегеже. А в Калевальском районе документация уже подготовлена и отправлена в Москву для последующего финансирования.
Кстати, деньги ФЦП все-таки успели поучаствовать в подготовке земельных наделов для многодетных семей – на эти средства были сформированы участки в Пряжинском районе, и там уже ведется строительство.
Решение – на местах
По сути, проблема сегодня нарезки и подготовки земельных наделов упирается в неготовность муниципалитетов для освоения федеральных средств – об этом заявил в интервью нашему изданию министр имущественных и земельных отношений РК Сергей Щебекин.
По состоянию на 2 декабря в очередь за участками для многодетных семей стоят 3612 человек, из которых подавляющее большинство – в Петрозаводске (2321 человек). Но в карельской столице сложилась особая ситуация: участки выделяли, но после отмены Верховным судом РФ городского генплана часть из них оказалась землями Лесного фонда – государственной собственностью. Распоряжаться ими новые собственники не смогут до утверждения нового Генплана.
Читайте по теме: "Город вне закона"
Схожие проблемы и в других районах республики. Дело в том, что подходящие для нарезки участки земли зачастую не могут быть освоены. Они относятся либо к рекреационным территориям, либо к землям сельхозназначения, а то и вовсе располагаются за пределами населенного пункта. Для того, чтобы начать с ними работать, требуется актуализировать Генеральный план застройки, «привязать» к нему Правила застройки и благоустройства, привести в соответствие разрешенный вид использования земли. Все это лежит на плечах муниципалитетов – а значит, им нужно планировать эти работы в своем бюджете.
Правительство готово оказать не только методическую, но и финансовую помощь местному самоуправлению. Но начать придется все-таки самим. В Сегеже, Калевале, Сортавале, Медвежьегорске, Костомукше это уже поняли.
Комплексный подход
Если посмотреть на ситуацию в целом, становится понятно, что предоставляемые земельные участки разбросаны по всей республике, и подвести к каждому отдельно дорогу, электричество и воду – это десятки миллиардов рублей. На создание соответствующей инфраструктуры не хватит никаких денег. В республиканском Министерстве имущественных и земельных отношений решили взяться за проблему комплексно:
- Мы планируем создавать целые агломерации на территории республики, где будут возводиться частные дома, в том числе и для многодетных семей, - рассказал Сергей Щебекин. – Распланировав большой кусок земли, к нему единоразово нужно подвести все коммуникации, что удешевляет процесс в десятки, а то и сотни раз. Первый такой участок уже есть – в Ялгубе, где планируется нарезать свыше 350 индивидуальных наделов. Сейчас идут работы по разграничению этой земли, а к строительству можно будет приступить уже в следующем году.
Нужно понимать, что здесь будет не дачный поселок, а полноценный микрорайон, включенный в границы населенного пункта – с дорогами, пожарными разворотами, а в перспективе – с детским садом и школой. И этот проект станет первым в очереди аналогичных.
Кстати, не смотря на все трудности, выделение земли многодетным все-таки идет. С 2016 года нуждающимся в Карелии было предоставлено 958 участков, из них 230 – в 2019 году.
Корни проблемы
Почему вообще возникла проблема с участками для многодетных семей, и только ли в нашей республике? Как напомнил нам карельский Уполномоченный по правам ребенка Геннадий Сараев, соответствующий федеральный закон был принят еще в июне 2011 года.
В законе содержится одно важное уточнение: размеры земельных участков, их местонахождение и условия получения регламентируются региональным законодательством субъектов РФ. То есть Госдума, как это часто бывает, приняла законодательный акт, свалив его обеспечение на регионы. Депутаты ГД даже не поинтересовались – а есть ли вообще земля в районах? Имеется в виду – пригодная для этих целей земля?
Но закон принят, и вскоре Москва затребовала отчетность. Чтобы было, что написать в отчете, в городах и весях начали раздавать любые участки, которые позволяло законодательство. Естественно, что большинство этих земель не были обеспечены никакой инфраструктурой: к ним не были подведены ни электричество, ни вода, ни тепло, ни канализация. Даже дорог к этим участкам не было, что исключало возможность их застройки. Но земельный налог с новых латифундистов казна исправно взимает.
- Эти участки оказались этаким странным подарком от государства, - говорит Сараев. – Подарком, который приносит не радость, а новые обязанности.
Подводить коммуникации к своим наделам кое-где было предложено за свой счет. При этом только присоединение к электросетям в том же Петрозаводске еще 5 лет назад стоило 14 миллионов рублей с одного двора.
Читайте по теме: «Слишком дорогие бесплатные земли»
Но народ у нас ушлый. Получив фактически непригодный участок и подписав бумагу о том, что он знает о непригодности, человек просто идет в суд, где требует от муниципалитета провести все необходимые работы за счет городской казны. Суд встает на сторону гражданина. Но не выигрывает никто, потому что у местного самоуправления денег нет. Замкнутый круг.
В Карелии его, по крайней мере, пытаются разомкнуть.