Почему в Прионежье продолжаются перебои с электричеством

Понятно, что вопрос упирается в деньги – но в чьи?

Массовые отключения электроэнергии, обрушившиеся на Прионежский и Пряжинский районы в начале года, заставили вновь изучить корень проблемы: почему это происходит, и как это прекратить.

Понятно, что вопрос упирается в деньги – но в чьи?
gov.karelia.ru

Вопрос о постновогодних коммунальных авариях в Карелии стал самым важным в повестке первого в году заседания Законодательного Собрания РК, хотя и стоял в «разном». Докладывала парламентариям вице-премьер Оксана Чебунина.

Если про аварии на теплотрассах мы рассказывали подробно, то вопрос с электричеством практически не затрагивали. Между тем Новая Вилга, Чална, Бесовец, Верховье, Маткачи, Виданы, Шуя периодически сидели без света, а поскольку многие дома здесь отапливаются электричеством – то и без тепла. По словам Чебуниной, которые подтверждаются мнением энергетиков, это стало первой причиной отключений. Ударившие в январе морозы спровоцировали рост потребления электричества – его «разобрали» на обогреватели. Причем – и это второй важный аспект – разобрали одновременно.

Все эти территории являются сельскими, и здесь применяется двуставочный тариф: в ночное время электроэнергия стоит заметно дешевле (65 копеек против 2 р. 97 копеек «дневных). Неудивительно, что местное население именно по ночам производит все энергозатратные мероприятия, главное из которых – отопление. Вот сети и не выдерживают: днем они загружены только на 70 процентов, зато по ночам – на 130 процентов и более, это официальные цифры. Дальше все предсказуемо: оборудование подстанций не выдерживает, поселки остаются без света.

Происходит все это далеко не первый раз, проблема существует годами. Казалось бы, сетевые организации давно должны были озаботиться тем, чтобы поставить более мощное оборудование и дать потребителю столько электроэнергии, сколько нужно. Почему же это не делается?

Рассмотрим происходящее на примере Прионежья: Шуя, Чална, Бесовец. Они находятся в сфере обслуживания Прионежской сетевой компании, которую местные жители периодически проклинают и предают анафеме. И совершенно напрасно: ПСК занимается только передачей энергии от местной подстанции до потребителя – до каждого дома.

- Сколько нам поставили электроэнергии, столько мы и готовы распределить, - поясняет нам наш источник в Прионежской сетевой. – Больше просто не получится. Подстанция работает на полный ресурс.

Более того, говорят сетевики, фундамент проблемы был заложен еще до начала массового строительства «электрокоттеджей». Схема простая: гражданин берет в аренду огромный участок земли. Он приходит в сетевую организацию, подает заявление на технологическое присоединение к линии и платит за это целых 550 рублей (стоимость бумаги, которая будет потрачена на оформление этого договора, обойдется едва ли не дороже). По краям поля врывают два столба, и арендатор получает свои 15 киловольт. А потом он нарезает свой надел на 20 маленьких участков и продает их всем желающим. Разумеется, не предупреждая, что теперь эти 15 кВт будут делиться на 20 потребителей…

Что же касается подстанции, которая не в силах выдать больше, чем выдает сейчас, то мондернизировать ее уже не получится: нужно строить новую. Но дело в том, что принадлежит она другой организации – «МPСК Северо-Запада», ее филиалу «Карелэнерго». И она же поставляет энергию до подстанции. То есть, по логике руководства ПСК, если «Карелэнерго» заинтересовано в том, чтобы давать потребителям больше мощности, они должны перестроить свою подстанцию. Цена вопроса – 600 миллионов рублей.

Но в МPСК, видимо, свой взгляд на вещи. Наш источник, вовлеченный в процесс энергетического противостояния в Прионежье, так обозначил позицию компании: услугу потребителям оказывает именно Прионежская сетевая компания, и она же получает за это деньги. А если у ПСК действительно болит душа за качество услуг, она и должна оплатить строительство подстанции. Это обойдется, как мы догадываемся, где-то в 600 миллионов рублей.

Впрочем, на официальном уровне МPСК отрицает, что поставляет на этом участке недостаточное количество энергии. Нам представлен официальный комментарий лавного инженера Карельского филиала «Pоссети Северо-Запад» Сергея Пешнина: 

"Мощности, которые обеспечивает Карельский филиал «Pоссети Северо-Запад» полностью покрывают потребности «Прионежской сетевой компании». Фактически у ПСК имеется резерв в этом энергорайоне. К примеру, мы выдаем более 4 МВт, а используется меньше 3 МВт. То есть мощность у «ПСК» по сути простаивает. Тем не менее у нас заключен договор, по которому в 2021 году мы будем развивать сети и обеспечим дальнейшее увеличение мощности. Также отмечу, что сети Карельского филиала полностью справляются с текущим уровнем нагрузки".

Впрочем, это мнение опровергает пресс-служба Прионежской сетевой компании:

"Величина мощности, выдаваемая Карельским филиалом «Pоссети Северо-Запад» в сети АО «ПСК» с ПС-21, распределена между несколькими фидерами 6 кВ и не может быть использована в полном объеме для обеспечения нужд потребителей, присоединенных к фидеру 21-12 (того самого, от которога зависят проблемные участки - ред.). Фактические нагрузки на фидере 21-12 составляют более 3,7 МВт, в то время как согласованная присоединенная мощность составляет 2,154 МВт".

Таким образом, обе организации заинтересованы в строительстве новой подстанции, и обе категорически не хотят этим заниматься. Причина банальна: на это нет средств. Строительство подстанций входит в инвестиционную программу у обеих компаний, а та формируется за счет тарифа, по которому платит население. Тарифы – долгосрочные, значит и инвестпрограммы тоже долгосрочные, и взять из воздуха незапланированные 600 миллионов они не позволяют.

В кулуарах Законодательного Собрания выходов из создавшегося положения видят два: надо либо корректировать инвестиционные программы «сетевиков», либо выделять им бюджетную субсидию. Сейчас, когда в республике продлили ФЦП, такое, по идее, можно провернуть.

Но оба варианта юридически трудноосуществимы. Чтобы расширить инвестпрограмму, нужно увеличить тариф, а это запрещено на федеральном уровне. Как и давать коммерческой организации бюджетную субсидию на то, что она и так обязана делать.

Выход из этой тупиковой ситуации, похоже, взялось найти правительство региона. Оксана Чебунина заявила, что уже рассматривается вопрос о строительстве дополнительной подстанции «Прионежская». Вице-премьер сразу обозначила, что «удовольствие не из дешевых», но подтвердила, что заниматься этим придется.

Вопрос – когда?..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру