Непонимание ликвидировано
Наше издание давно следит за тем, как идет мусорная реформа в регионе. И почему-то на каждом ее этапе возникают крайне странные ситуации, весьма дурно пахнущие. Наш последний материал касался покупки региональным оператором – ООО «Автоспецтранс» - дорогостоящих мусоровозов, сумма сделки – 80 миллионов рублей. После того, как компания неожиданно перешла под контроль новгородских бизнесменов, эти машины также стали их имуществом.
Исходя из того, что несколькими месяцами ранее «Автоспецтранс» получил от государства 80 миллионов субсидии, мы предположили, что именно на эти деньги и была куплена заграничная техника.
Читайте по теме: «Куда «уехали» петрозаводские мусоровозы, купленные за казенный счет»
На пресс-конференции, которую давали и.о. министра природных ресурсов и экологии Алексей Щепин, директор регоператора Евгений Мошников и генеральный директор нового инвестора «МЦЕ ИНВЕСТ РУС» Владимир Кванин, все сомнения были рассеяны.
Участники брифинга объяснили, что субсидия выделялась на покрытие убытков регоператора: поступления от юридических лиц упали в связи с пандемическим кризисом, а количество отходов, наоборот, возросло за счет дачников. С подрядчиками – местными компаниями – надо было чем-то рассчитываться, и государство пришло на помощь.
Что касается пресловутых мусоровозов «Scania», то их приобрели в лизинг, о чем уже сообщалось на страницах нашего издания.
Читайте по теме: «Автоспецтранс» об инсинуациях и не только: правда из первых уст»
При лизинге право собственности на товар переходит покупателю лишь после того, как внесен последний платеж. До этого владельцем товара является банк, у которого он как бы взят в аренду. И в случае порчи или утраты товара его стоимость придется возмещать.
На вопрос журналистов, соответствует ли действительности наша информация, что техника была передана некоей новгородской фирме, Евгений Мошников ответил, что работает она в Петрозаводске, на территории, обслуживаемой сегежской фирмой «АктивПро».
После интеллигентного нажима со стороны прессы он подтвердил, что трудятся на мусоровозах работники другой компании. Это вовсе не «Новгородское спецавтохозяйство», а просто «Спецавтохозяйство». Но директора заставили признать, что зарегистрировано это предприятие в Великом Новгороде.
Стремясь исправить ошибку, наши коллеги с портала «Птз говорит» проверили, что это за фирма. Действительно, таковая есть: она зарегистрирована в Новгороде по адресу: ул.Черепичная, 20 - там же обитает и «Новгородское спецавтохозяйство».
Учредителями компании являются местные бизнесмены Александр Уткин и его сын Станислав. Последний, сообщает издание, выступает соучредителем ООО «Экосити», причем с долей 59,98%. Именно в должности директора этой фирмы – областного регоператора в сфере обработки отходов – ранее трудился нынешний директор карельского регионального оператора Евгений Мошников.
Куда девать местных
Последнее вызывает вопросы. Вернее, дает пищу для размышлений: зачем передавать компании из другого региона технику, которую можно было бы предоставить местным мусорщикам? Но на них у реформаторов другие планы.
Оказывается, закон позволяет региональному оператору самостоятельно занимать половину республиканского рынка в сфере транспортировки отходов. Чем «Автоспецтранс» и намерен заняться – в частности, в Приладожье. Но как быть тем, кто работал здесь много лет?
Позиция компаний, обслуживающих Сортавальский и Лахденпохский район, понятна: они в шоке. Бизнесмены годами покупали технику, строили предприятия, набирали и учили людей – то есть вкладывались в долгосрочный бизнес. Неожиданно над ними ставят регионального оператора, никому не известную фирму без опыта, коллектива, техники и денег. Правительство вкладывает в нее бюджетные средства, а сама фирма начинает диктовать условия «старым» компаниям, причем условия зачастую кабальные.
Читайте по теме: «Что карельские антимонопольщики инкриминируют «Автоспецтрансу»
И вот теперь уже новгородский «Автоспецтранс» открыто заявляет, что собирается забрать себе то, что местные выстраивали годами. Карельские бизнесмены уверены: их просто выдавливают с рынка при полной поддержке кого-то в региональном правительстве.
Директор «Автоспецтранса» с этим категорически не согласен: по его словам, регоператор возьмет на обслуживания только «узкие места» - территории, где местный подрядчик не справляется со своими обязанностями.
- Большинство ожидало, что мы сразу возьмем и кого-то уберем, - предположил Евгений Мошников. – Нет, этого не будет. Есть определенные основания, есть определенные требования… На основании этого будут приниматься решения.
Тем не менее, назвать конкретные «несправляющиеся» организации никто из участников пресс-конференции не смог.
Планы на мега-свалку
Во что действительно была внесена ясность, так это в роль инвестора – чешской компании с новгородским акцентом «МЦЕ ИНВЕСТ РУС». Как пояснил и.о. министра, история про регоператора – это про транспортировку отходов, а инвестор пришел заниматься их переработкой и складированием. Причем надолго.
Как говорится в официальном правительственном сообщении, 1 марта между Министерством природных ресурсов и экологии Карелии и ООО «МЦЕ ИНВЕСТ РУС» было подписано концессионное соглашение о строительстве комплекса по обработке ТКО и современного полигона.
«Стоимость проекта составит почти 1,5 млрд. рублей. Большая часть инвестиций пойдёт на обустройство современного полигона ТКО – более 1 млрд. рублей. Ещё 360 млн. рублей запланировано на строительство комплекса по сортировке и переработке мусора.
Представитель инвестора проекта Владимир Кванин сообщил, что сейчас проходит процедура предоставления участка лесного фонда в аренду для проведения изыскательских работ, разрабатывается проектно-сметная документация, затем пройдёт государственная экологическую экспертизу. Проектирование объектов должно закончиться в 2022 году, а в I квартале 2024 года полигон и комплекс по обработке ТКО в районе Орзеги, с проектной мощностью 190 тыс. тонн в год, должны заработать».