Рискованный актив
История с косметологической "Клиникой доктора Шаповаловой" попала в поле зрения карельских журналистов в апреле этого года. Наши коллеги из сетевого издания "Губернiя Дейли" рассказали, как недовольная работой косметолога пациентка добилась проверки клиники со стороны Росздравнадзора.
Результаты обескуражили: как выяснилось, распиаренная фирма работала без лицензии и с кучей других нарушений.
Возник небольшой скандал, после чего клинику выставили на продажу – видимо, антиреклама в СМИ сделала свое дело. Впрочем, сама доктор Анна Шаповалова объяснила это тем, что ей нужно "идти дальше", а свой бизнес в Петрозаводске она готова продать. Важный момент: продавался именно бизнес "под ключ" – с помещением, штатом сотрудников, оборудованием и т.д. О чем сама доктор и рассказала в специально снятом видеоролике.
Более подробно все выгоды такого предложения были перечислены на сайте объявлений, где также подчеркивалось: предлагается полностью отлаженный прибыльный бизнес, вложений не требуется, даже расходные материалы имеются на три месяца вперед. При этом выручка должна была составлять 1 300 000 рублей в месяц.
Ну, как такое не продать?..
Мгновение ока
Интересант нашелся спустя три месяца, причем завидный – назовем его Николаем. Он стал идеальным покупателем: совершенно не разбирался в косметологии, был готов выложить всю сумму сразу, а главное - абсолютно ничего не слышал о дурной славе, которую приобрела клиника в апреле. Все, что интересовало Николая – возможность получать дивиденды с готового бизнеса.
Увидев объявление, он связался с контактным лицом, и вышел на другого участника процесса – администратора клиники, которая пригласила потенциального покупателя осмотреть его будущие владения. Тогда же он созвонился с Анной Шаповаловой, и на следующий день они встретились. С Анной был ее муж Сергей.
Для начала выяснилось, что помещение, в котором работает клиника, находится в собственности у другого человека. Но договор на продажу будет заключен именно с Сергеем - по доверенности.
Затем Шаповаловы обозначили условия сделки: 13 миллионов рублей. Пользуясь случаем, супруги снова рассказали Николаю, какое выгодное предложение ему удалось перехватить. И попросили в ознаменование серьезности его намерений сразу внести аванс в полмиллиона рублей. Ударили по рукам.
Эпохальная встреча состоялась 21 августа. А уже 23 августа Николаю прислали договоры купли-продажи, сразу и предварительный, и основной. Почему это не насторожило бизнесмена, он сам толком объяснить не может. В конце концов – а как его могут обмануть? Вот помещение, вот специалисты, вот их документы, все работает… На следующий день он подписал договоры и внес оставшуюся сумму.
Таким образом, оформление 13-миллионной сделки, от первого разговора до передачи денег, заняло 4 дня. Но это еще не рекорд.
Среднестатистический "бытовой" договор – на аренду квартиры, на оказание услуг, на ремонт ноутбука – занимает 3-4 страницы. В нашем случае контракт на 13 миллионов рублей был напечатан на двух страницах.
Мелкий шрифт, которого не было
Став обладателем супервыгодного бизнеса в Петрозаводске, Николай засел за изучение того, что же он приобрел. Сказать, что он зарылся в документы, было бы неверным – документов оказалось ничтожно мало.
Как такового акта приемки-передачи собственности не оформляли. Был некий список оборудования и расходных материалов – частью с непонятно откуда взявшейся стоимостью, а частью вообще без стоимости. Степень износа не указана. Документов на технику не было вообще.
Затем выяснилось, что "укомплектованного штата сотрудников" не существует в природе. Как и неукомплектованного. "Шикарная команда" оказалась девушками-арендаторами помещений, в которых они как индивидуальные предприниматели проводили косметологические процедуры.
Большим сюрпризом стало известие, что основную прибыль клинике приносят уколы ботокса, на что лицензии не было и нет.
Дальше – больше. Уже спустя несколько дней Николаю позвонила администратор и сказала о необходимости покупать расходные материалы – те самые, которых должно было хватить на 3 месяца.
Но самым "веселым" стало требование Анны Шаповаловой снять с входа вывеску и не использовать ее имя в рекламе клиники. Потому что это она собирается открыть свою клинику в Санкт-Петербурге.
И тут администратор призналась: вообще-то весь доход фирмы держался исключительно на Анне. Нет ее как специалиста, и ее имени на вывеске – нет и бизнеса.
Возникает естественный вопрос, который мы задали Николаю: как можно было заплатить гигантскую сумму, даже не наведя справок, не проверив документы, не посмотрев бухгалтерию?! Бизнесмен разводит руками: доверился уважаемому человеку, врачу, известному предпринимателю...
Николай считает, что его обманули. И, если изучить документы, с этим трудно не согласиться. Причем обманули, похоже, не только наивного человека, но и государство.
Четыре пишем, девять наличными
Фокус в том, что продавец и покупатель подписали два договора – предварительный и основной. Но, как мы убедились, сумма в 13 миллионов рублей фигурировала только в предварительном: 4 200 000 рублей за помещение, и еще 8 800 000 рублей за некие "неотделимые улучшения".
" Я уточнил у Сергея, будут ли расписаны в договоре эти самые неотделимые улучшения", - рассказывает Николай. – "На что мне был дан ответ, что для юристов это огромная работа, подробно все это расписывать нет времени".
Примечательно, что всю сумму нужно было отдать наличными, а не через банк, что Николай и сделал. Но в основном договоре про эти 8 млн. 800 тыс. нет ни слова.
Для регистрации сделки с недвижимостью в Росреестр был представлен именно основной договор. Таким образом, почти 9 миллионов рублей дохода продавцы просто скрыли от государства: учитывая, что все было заплачено наличными, эти деньги никто не стал бы искать.
Но государство и само может за себя постоять, а кто поможет бизнесмену, чувствующему себя обманутым? Никаких "неотделимых улучшений" Николай в своей собственности не обнаружил. И судя по тому, что их продажу супруги Шаповаловы официально оформлять не стали, можно предположить, что их и не должно было быть.
Поняв, что ему "втюхали пустышку", Николай обратился к юристам. Помочь взялись Анастасия Анушина и Мария Трубникова, получившие в Петрозаводске известность после того, как не дали городской администрации насильно переселить семью пенсионеров на Сулажгорский кирпичный завод.
Читайте по теме: "Плохо, далеко, дорого: как в Петрозаводске расселили пенсионеров из "аварийки"
Юристы пошли сразу по двум путям. Во-первых, попытались приостановить регистрацию сделки в Росреестре. Во-вторых, отправили Николая в полицию писать заявление о мошенничестве.
Поводов для обращения к "силовикам", по мнению Марии и Анастасии, достаточно: Николаю явно продали совсем не то, что было ему обещано, и продавцы заранее знали, что так будет.
Если посмотреть "тиктокерский" ролик Анны Шаповаловой до конца, мы увидим, как она проводит экскурсию по своей клинике для потенциальных покупателей. Везде на стенах – ее портреты, символика ее фирмы, и нет никаких сомнений, что именно это и выставлено на продажу.
Как доктор могла не знать, что все это она заберет с собой? Как хозяйка клиники могла быть не в курсе того, что на ее предприятии нет ни штата сотрудников, ни лицензии на основной вид деятельности, ни даже обещанного количества "расходников" на 3 месяца? Поэтому возникло обоснованное подозрение, что Николая ввели в заблуждение умышленно. А схема с наличным расчетом и двумя договорами это подтверждает.
Самое же интересное заключается в том, что лично Анна Шаповалова в итоге ничего не продала. Ни официально, ни "в темную". Помещение зарегистрировано на постороннего человека, кому принадлежало оборудование – непонятно, деньги получил муж, причем по доверенности… Но именно доктор Шаповалова публично озвучивала намерение продать свой бизнес. Что же она имела в виду под этим словом? Не те ли самые "неотделимые улучшения", которых в итоге не оказалось?
Приобретение права на чужое имущество (в нашем случае – на деньги) путем обмана или злоупотребления доверием Уголовный кодекс РФ определяет как мошенничество. Поэтому сейчас заявление Николая находится на проверке в следственных органах МВД Карелии.
Бизнесмен очень рассчитывает, что государство поможет вернуть средства, которые у него фактически выманили. Хотя один раз государство его уже подвело – при попытке отложить регистрацию перехода прав на недвижимость в Росреестре. Но это история сама по себе настолько интересная, что ее мы расскажем отдельно.