Год 2022-й
Напомним: 13 мая протекающая по Петрозаводску река Лососинка вышла из берегов и затопила мосты.
Спустя два месяца мы спросили в городской администрации, в какую сумму обошлись казне работы по ликвидации разгула стихии. Как объяснили нам в пресс-службе, какого-то серьезного ущерба мини-наводнение не принесло. Коммунальщики работали в рамках заключенных контрактов. Самое серьезное последствие паводка – подмыв нового моста через Неглинку на ул.Кирова – будет устранен. Правда, через суд.
"Несмотря на то, что мост на улице Кирова построен совсем недавно и еще находится на гарантии "Техностроя", подрядчик не считает размытие опор майской стихией страховым случаем", - пояснил мэр Птз Владимир Любарский. – "Но заказчик работ – Управтодор – уверен в обратном и намерен доказывать это в судебном порядке".
Другое неприятное последствие - жители Петрозаводска продолжали жаловаться на мусор в реке Лососинке. Власти города решили поступить кардинально: из поймы реки, что между пл.Кирова и наб.Гюллинга, спустили воду, подняв шандоры Пименовского моста. На прошлой недели сотрудники администрации и несколько десятков волонтеров провели здесь субботник и изрядно подчистили русло. Главный улов- автомобильные покрышки.
Скоро река вернется в берега, заверил градоначальник:
"Теперь шандоры под Пименовском мостом будут опущены, и Лососинка снова приобретёт привычный для всех вид. Кроме того в начале августа в Зарецком парке начнутся работы по ремонту мостов и спортивной площадки".
А вот 200 с лишним лет назад все было куда серьезнее...
Год 1800-й
О самом разрушительном наводнении в Петрозаводске мы уже рассказали, используя воспоминания очевидца тех событий Ивана Чудинова. Они были опубликованы спустя 64 года в газете "Олонецкие губернские ведомости"
Читайте по теме: "Как 222 года назад в Петрозаводске случился Великий потоп"
Но еще Иван Чудинов во время служения в горном ведомстве, извлек из дела заводского архива любопытные сведения. В них чиновники скрупулезно - до копейки - подсчитали нанесенный наводнением ущерб: "Всего заводу было причинено убытку 36,937 р. 46 к., в повреждениях строений - 5,618 руб". Это - не считая расходов на восстановительные работы.
И вот что интересно. Как отмечается в документе, заводское начальство вознамерилось было заново построить разрушенную плотину, даже "произвело торги". Претенденты заломили цену в 70 тысяч рублей, а срок определили следующим, 1801 годом.
Тогда, пишет Чудинов, бывший директор завода, действительный статский советник Гаскойн предложил свой план, благодаря которому гидротехническая система Лососинки существует и поныне.
Блестящий инженер, в то время уже занимавший пост начальника всех Олонецких горных заводов, предложил построить новую плотину - выше старой по течению - и от нее пустить деревянный водовод на нужды предприятия. (Потом он был заменен на металлические клепаные трубы большого диаметра. Эти полуразрушенные конструкции еще в начале 60-х годов лежали на месте будущего стадиона "Спартак").
Проект шотландца был принят, и его успешно осуществил земляк Гаскойна - Матвей Кларк, литейный мастер, сделавший с годами блестящую инженерную карьеру в России. В результате уже осенью 1800 года плотина была построена.
Профит оказался очевидным: за короткий срок завод смог снова начать работу, а проект Чарльза Гаскойна оказался на 20 тысяч дешевле того, что предлагали местные чиновники.
Читайте по теме: "Почему российская императрица пригласила в Россию иноземца Гаскойна"
В материале использованы фото пресс-службы администрации Петрозаводска.