Политфокус: что представляют собой карельские «Я/Мы»

Региональные протесты 2020 года: стихия улиц – или новый политический инструмент?

На первый взгляд протесты, время от времени вспыхивающие в нашей республике, с политикой никак не соприкасаются. В основном они имеют социальный или экологический окрасы, а политический не просматривается вовсе. Однако, если вспомнить поздний СССР, там тоже всё начиналось с недовольства условиями жизни, а закончилось развалом огромной страны. Так что политическая составляющая имеется в любом социальном протесте, стоит только навести на него фокус.

Региональные протесты 2020 года: стихия улиц – или новый политический инструмент?
Фото:

Прошедшие два с половиной месяца нового года однозначно свидетельствуют, что раздражение в народной среде зреет. Причём формы протест приобретает разные. К примеру, одиночный пикет жителя поселка Ладва-Ветка Михаила Зензина (Прионежский район) у Министерства природных ресурсов и экологии, который пытался привлечь внимание властей к проблеме бюрократической волокиты при получении разрешения на заготовку древесины для строительства жилья. Или несколько пикетов пенсионеров, возмущенных 21-рублёвой добавкой к выплатам Ветеранам труда Карелии.

При схожести формы протеста содержание их весьма разнится. Зензина допекли бюрократы, а не закон, пенсионеры же откровенно позорили принятый парламентом законодательный акт. Во втором случае, кстати, политическая примесь, несмотря на социальную направленность пикетов, видна невооружённым взглядом: изначально была акция с двумя рулонами туалетной бумаги, которые принёс в ЗС РК Сергей Андруневич – секретарь Петрозаводского отделения КПРФ. Акция по форме – явно политтехнологическая. То есть политический след и искать не надо, он весь на виду.

В Пиндушах Медвежьегорского района местные жители, протестующие против строительства в посёлке мусоросортировочной линии, не ограничились пикетами. Правда, и мотивация их действий была солидней: «мусорку» собирались запустить неподалёку от жилых домов, пекарни, скважины с питьевой водой, школы. В ход пошли обращение к главе Карелии Артуру Парфёнчикову, под которым подписались более тысячи местных жителей. Это примерно каждый четвертый житель посёлка. По местным меркам более чем массовый протест! Оставить его без внимания власть не могла, и 13 февраля в Пиндушах прошла встреча жителей с замминистра природных ресурсов и экологии Карелии Алексеем Павловым. Чуть позже активисты протеста участвовали в работе сессии Совета депутатов Пиндушского городского поселения. И в процессе эмоционального диалога прозвучали слова о том, что жители готовы прекратить полномочия депутатов. Хоть как смотрите, но это уже явная политика (что по факту практически невозможно – об этом здесь). Пусть робкая, но – политика!

Питкяранта. Здесь появились сразу два повода для социальных протестов. Первый – решение местных властей взимать с родителей по 44 рубля за каждый день, когда дети не ходят в детсад летом. Второй – решение о приватизации местной бани. В первом случае активисты устроили флешмоб «#44рубля»: питкярантцы фотографировались на улицах с плакатами «За отдых ребёнка летом – штраф 44 рубля» или «На севере лето холодное, теперь ещё и платное», после чего выкладывали фотки в соцсетях.

Помогло: глава района пообещал отменить свое распоряжение.

По поводу бани пока было только заявление депутата питкярантского горсосвета Павла Богданова, а по совместительству – секретаря Карельского рескома КПРФ, который не голосовал за решение о ее приватизации. Протестов нет, но повод остался. Дело за малым – дать толчок и продумать формы протеста.

Однако среди карельских протестов-2020 самым заметным стал конфликт петрозаводчан с городской властью по поводу планов застройки Каменного бора. Место, что и говорить, уникальное. Вряд ли найдётся много городов, которые могут похвастаться тем, что недалеко от их центра есть не просто парк, а уголок практически нетронутой природы со скалами, озером, соснами. Вот тут-то горадминистрация и решила построить мототрассу, и детсад.

Практически сразу вспыхнул конфликт. Недовольные жители микрорайона Ключевая выступили против строительства трассы. От таких планов застройщик отказался практически сразу после начала протестных акций. Но протест не заглох и продолжался. Более того, он значительно отличался от акций в районах по формам проведения. Были и встречи с городскими властями, и скандирование лозунга «Я, мы – Каменный бор», и флешмоб «Обнять парк», собравший более 300 горожан, которые, взявшись за руки, выстроились вдоль Ключевского шоссе…

Самое странное в «каменноборском» протесте то, что никто из протестующих не выступает против строительства детсада или мототрассы в принципе. Только против выбора места для них. Аргументов для этого у протестующих предостаточно - как и у тех, кто оппонирует им. Но мы не будем останавливаться этом, благо интересующиеся темой уже в курсе. Однако разобраться в причинах и движущих силах всех обозначенных выше протестов попытаемся.

Первое: все протесты направлены против действий власти. Против закулисных актов, неведомых местным жителям до той поры, пока принятые за закрытыми дверями решения не начинают воплощаться в жизнь. Именно на это столь остро реагируют сейчас люди. Избежать такой реакции просто: нужно заранее информировать людей о своих планах. Причём аргументировано! Согласитесь, ведь нужны в Карелии и «мусорки», и детские сады, и производства… Инструментов для информирования в избытке – собрания, сходы, радио, газеты, ТВ и, конечно, его всемогущество Интернет. Они имеются в наличии, но почему-то ржавеют от бездействия до той поры, пока с улицы не прилетит призыв: «Мы против!».

В результате власти – будь то республиканские, петрозаводские или районные – практически всегда застигнуты врасплох. Они оказываются не готовы к тому, что люди не поддерживают их, безусловно, благие начинания. В результате властям приходится отступать: в Пиндушах не будет строиться «мусорка», в Питкяранте мэрия пообещала не брать плату с детей, не посещающих детсад, в Петрозаводске отказались от возведения мототрассы… По итогу мы наблюдаем такую ситуацию: на политической арене республики активно формируется новая сила (если хотите, инструмент), который неминуемо попадёт в руки политиков. Имя ему – протест! Доказать, что это действительно так, легко.

Наведите фокус на ситуацию с карьером, и вам сразу бросится в глаза, что первая волна протеста затрагивала только мототрассу, вторая – детский сад, а сейчас она поднята против любых попыток что-то там строить. Меняются и лидеры. Нетрудно заметить, что среди них засветились, так сказать, профессиональные «протестанты», которые сделали протесты смыслом своей жизни. Отсюда совсем не дилетантское разнообразие форм протеста, некогда уже опробованных в других конфликтах: практически полное совпадение мемов «Я/Мы Иван Голунов» и «Я/Мы – Каменный бор». Флешмобы «Обнять Парк» уже прошли в Сургуте, Белгороде, Екатеринбурге, Казани… А теперь – в Петрозаводске.

Такое стало возможным именно сейчас, когда информация в соцсетях разлетается моментально, не требуется для «раскачки» людей выпускать газеты, листовки, делать поквартирные обходы, чтобы «поднять массы», и т.д. Ныне достаточно создать группу в соцсети, к примеру, «Хранители Каменного Бора», и кинуть клич – недовольные и желающие что-то опротестовать всегда найдутся. Все, подчеркиваю – все! – протесты так или иначе завязаны на соцсетях. В разной степени, конечно, но с неизменным успехом. Не признавать этого – значит обрекать себя на заведомое поражение.

Теперь подробнее о флешмобе. В переводе с английского это слово означает «мгновенная толпа» («flash» – миг, «mob» – толпа). Используется оно для «обозначения определенного рода действий, когда участники флешмоба собираются в одном месте и действуют согласно заранее определённому плану. Заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится». Ключевыми здесь можно считать словосочетания «заранее определённый план», «спланированная массовая акция», «заранее оговорённые действия». То есть без организаторов никак.

Вот они и находятся. Но вот что интересно: это не политики, не партии и даже не общественные организации. Никто пока не пытается возглавить или «оседлать» протестное движение в Карелии (застенчивые попытки коммунистов сделать это пока не будем принимать всерьёз). Что это - атрофия политических мускулов у республиканских отделений партий, или же недооценка воздействия протестных масс на политическую ситуацию? Любой ответ на этот вопрос практически означает приговор для местной «оппозиции».

Не будем давать оценку, хорошо это или плохо, просто наведём фокус в прогнозируемое будущее. И увидим, что протест, если не перевести его в цивилизованные рамки, способен создать ситуацию, когда будут опротестовываться любые, даже самые нужные решения власти. Аргументы найдутся, они всегда находятся. Но если кто-то думает, что это приблизит нас к цивилизованному во всех отношениях обществу, он откровенно заблуждается. Протесты, стихия улиц – это благодатная почва для охлократии, т.е. «вырожденной формы демократии, основанной на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов». При этом люди «из толпы» зачастую протестуют искренне, уверенные в том, что действуют «по правде». Пока не обратят внимание на то, что лидеры их групп «В Контакте» также протестуют еще в пяти – шести местах против совершенно разных объектов и явлений.

А может, не стоило огород городить, протесты дело преходящее и впереди, возможно, не просматривающееся? Как бы не так! Совсем недавно депутат парламента Карелии Андрей Мазуровский заявил на заседании комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике, что «терпение работников образования в Карелии низким уровнем заработной платы на исходе, и они ждут реакции от властей». А педагоги, если кто подзабыл, в пору расцвета карельского «Яблока» были его электоральной базой. Так что расслабляться никому не стоит – ни депутатам, ни муниципалам, ни республиканским властям. А протестующие и так не расслабляются, их «бронепоезд стоит на запасном пути» всегда.

Напоследок - цитата американского писателя Кен Кизи: «Друзья мои, вы слишком громко протестуете, чтобы поверить в ваш протест».

Читайте по теме: "Родители детей-диабетиков пикетировали карельское правительство"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру