Нет туризма – нет проблем?
В центре развития туризма оптимизации никак не рады. Под петицией на имя президента России, министерства просвещения, министерства спорта и Уполномоченного по правам детей России уже собрано более 58 тысяч подписей. В комментарии на сайте change.org, где размещен документ, подписанты исключительно тепло отзываются о деятельности Центра туризма: «Закрыть центр — значит посадить детей к компам и телефонам», «наши дети из разных уголков Карелии учатся любить Родину».
Почему же сотрудники центра так негативно относятся к оптимизации? В петиции приводится ряд доводов, с которыми трудно не согласиться.
«Реорганизация Центра детско-юношеского туризма повлечет за собой сокращение профессиональных кадров в сфере детского туризма, которыми всегда так славилась Республика Карелия. И мы имеем все шансы получить очередное «Сямозеро» или дальнейшее уничтожение уникальных карельских памятников культуры (Успенская церковь в Кондопоге) руками подростков, не умеющих ценить и любить свой край. Да! Туризм и краеведение будут – но только на бумаге. Кто будет брать на себя ответственность за выпуск детей в походы, если на данный период времени компетентных лиц, в сфере педагогики туризма и краеведения, можно пересчитать по пальцам? Ответим: вряд ли найдутся такие», объясняют сотрудники Центра в петиции.
Действительно: инструктор, который ведет детей в поход - это, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Хороший, опытный, получивший профильное образование инструктор не только готов и умеет спасать подопечных в случае форс-мажора. Главное - он знает, как его не допустить. И пример Сямозера, увы, печально подтверждает это. Знай инструктора, за какой конец весла держаться - разве повели бы они ребят в поход? Разве не отказались бы исполнять абсурдные указания начальства?
Никакой логики
Директор Цента туризма Галина Степанова, которая руководит им уже 28 лет, никаких логичных обоснования происходящему не видит. По ее словам, возмущены родители детей, занимающихся в центре (а это, отметим, не только петозаводчане, но и жители районов, где другой возможности заниматься туризмом нет). Сама директор тоже в некоторой растерянности. Тем более, что о грядущей реорганизации она узнала буквально в начале сентября. До этого никаких собраний, никаких разговоров или обсуждений не было. По мнению Галины Степановой, все сводится к реализации правительственного распоряжения о создании Модельных ентров дополнительного образования в регионах.
Что же это за зверь такой – Модельный центр? Судя по методическим рекомендациям Минобрнауки, это образовательная организация, которая занимается организационным, методическим и аналитическим сопровождением и мониторингом развития системы дополнительного образования. Весьма расплывчато, правда?
Тем более странным на фоне происходящего выглядит недавняя новость о том, что на базе Республиканской спортивной школы Олимпийского резерва появится отделение спортивного туризма, которое будет базироваться на Кургане в Петрозаводске. «В рамках открытия отделения предусмотрено выделение 5 ставок. Должности тренеров по спортивному туризму будут предложены специалистам Республиканского центра детско-юношеского туризма, имеющим большой опыт работы в этом направлении. Отделение спортивного туризма при РСШОР откроет свои двери с января 2019 года», говорится в сообщении правительства. Но ведь спортивный туризм – это совсем другое! Это – профессиональный спорт, место в котором найдется далеко не всем желающим!
Предполагается, что отделение туризма спортивного от туризма любительского пойдет на благо. Но что будет с последним?
Избирательная исполнительность
Эксперты к вышеозначенным «модельным центрам» относятся весьма настороженно: опыта нет, а туризм, тем более детский - не та сфера, которая позволяет эксперименты и ошибки. Да и зачем экспериментировать там, где уже накоплен колоссальный опыт, выращены прекрасные специалисты и все идет хорошо? Возможно, лучший вариант - приложить максимум усилий к тому, чтобы развивать уже имеющееся? Может быть, реорганизации, нововведения и прочие инновации – просто более удобный и безопасный для властей вариант? Куда проще после трагедии все позакрывать, чем направить все силы на спасение и поддержание в хорошем состоянии того, что есть.
Вызывает у директора Центра недоумение и тот факт, что важное распоряжение властей федерального уровня, связанное с идущим десятилетием детства, в регионе фактически игнорируется. Это распоряжение предполагает, как рассказала Галина Степанова, создание в субъектах федерации Центров детского и юношеского туризма и помощь в развитии их инфраструктуры до 2020 года. Но в Карелии такой уже есть – и его ликвидируют! Это выглядит не просто странно, а абсурдно: исполняя одно распоряжение, нарушать другое. Но на него ведь можно будет получить дополнительные деньги – в преддверии столетия разве откажут республике?
За год имеющийся Центр туризма обслуживает около 10 тысяч человек. В музее «Карельская изба» собрана прекрасная коллекция экспонатов, привезенных детьми и педагогами из экспедиций. Это не только наглядные пособия для изучения истории и культуры родного края, но и единственная возможность для детей-инвалидов увидеть, потрогать то, что нигде больше не доступно. Кроме простых экскурсий в «Избе» проводят еще и полноценные занятия для школьников. Любовно оформленный, уютный музей – это достояние и большая ценность.
Турбаза «Онего», также входящая в состав центра – возможность для юных туристов приехать в Петрозаводск (откуда начинаются всевозможные выезды). Причем возможность недорогая, что немаловажно. Где будут размещаться дети из районов, если Центра в существующем формате не будет? В гостиницах, цены за которые начинаются с полутора тысяч за номер. Легко представить себе, что думают на сей счет родители…
Кадровый вопрос
Центр детско-юношеского туризма – республиканский. Он дает возможность хоть как-то привлечь подрастающее поколение к путешествиям, активному отдыху и здоровому образу жизни. Здесь работают не только тренеры, но и организаторы, которые помогают воспитанникам получить базовые знания, организуют походы и соревнования. Тренер – только тренирует.
И, кстати, о кадрах. В ЦДЮТ ответственно подходят к формированию преподавательского состава: ни одного теоретика нет, все – походники. Здесь еще и готовят инструкторов для турфирм, спортивных школ. Семинары, слеты, учебно-тренировочные выезды. Без всего этого грамотного проводника не сделать. А при учете того, что турфирмы, предлагающие самые разные «активные» туры для путешественников, множатся и множатся, в истории Карелии может случиться еще не одно «Сямозеро», спровоцированное необученными и неквалифицированными инструкторами.
Анна Филимонова работает в Центре детско-юношеского туризма педагогом-организатором. И, как и ее коллеги, очень переживает за будущее. Дело даже не только в трудоустройстве. «Мы все чувствуем себя ответственными за развитие детского туризма в Карелии, мы видим результаты, которые показывают дети. И уверены – после реорганизации, что бы нам ни говорили, все сойдет на нет», - поделилась она своим мнением.
Мы поговорили также с Дмитрием Смирновым, президентом Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени Остапца-Свешникова. Мнение руководителя самой авторитетной в этой области общественной организации СНГ – в продолжении материала. К его выходу мы надеемся получить объяснения от карельского Минобраза, зачем все это затеяно и отдают ли чиновники себе отчет в том, какие фатальные последствия несут их действия.