Почему первую в Карелии гидроэлектростанцию построили не сразу

Как в наших краях появилось электричество. Часть вторая

Мы уже рассказали о том, что было в Карелии до появления "лампочки Ильича" и как был электрофицирован Петрозаводск. Но считается, что пионером в реализации ленинского плана электрификации страны в нашей республике стала Кондопожская ГЭС.

Как в наших краях появилось электричество. Часть вторая
Кондопожская ГЭС. 1930 год.

Гидроэлектростанция эта была построена в 1929 году по проекту советского инженера Генриха Графтио. Именно он предложил дерзкое решение о переброске вод реки Суна через озера Сандал и Нигозеро к удобному перепаду высот возле богом забытой деревушки Кондопога. Здесь и была воздвигнута электростанция, которая дала энергию построенной рядом бумажной фабрике - предтече гигантского ЦБК.

Генрих Графтио

Отчасти это так, но план переброски вод и строительства ГЭС на реке Суне родился еще в 90-х годах XIX века. Петербуржский инженер Тимофеев, возглавлявший экспедицию по исследованию мощности водопадов Кивач, Пор-Порог и Гирвас, предложил построить подпорную плотину у села Сопоха на озере Сандал, и прорыть канал на перешейке Нигозеро - Кондопожская губа, чтобы поставить в этом месте ГЭС. За проект ухватился его петрозаводский коллега, предприниматель Михаил Токарский, имевший бизнес в сфере лесозаготовок и камнедобычи в разных уездах Олонецкой губернии.

Он встретился с руководством "Товарищества Красносельской писчебумажной фабрики" - старейшего и очень известного в России предприятия, основанного в 1709 году Петром I, а при  Екатерине II выпускавшего бумагу, на которой печатали первые в стране ассигнации.

Петрозаводчанин предложил создать концессию по строительству ГЭС и целлюлозно-бумажного завода. Фабриканты прельстились перспективой получить независимость от внешнего рынка сырья: 75 процентов целлюлозы для России поставлялось из Великого княжества Финляндского. А к тому же чистейшая местная вода, как показывали исследования, способствовала производству высококачественной целлюлозы. И в 1903 году концессионеры приобрели лицензию на использование «водяной силы» в Кондопожском уезде.

Книга инженера Токарского

Окрыленный удачей, Михаил Токарский сразу начинает проводить дополнительные изыскания и  приступает к строительству плотины в Сопохе, сооружению рельсовой дороги на конной тяге от Нигозера до Кондопоги и пристани в Кондопожской губе.

Но средств у компаньонов не хватает, строительство стопорится и инженер решается на отчаянный шаг. Чтобы спасти проект ГЭС, Токарский меняет конечную цель плана - возведение бумфабрики. В 1910 году  он предлагает могучему ведомству - Главному артиллерийскому управлению Российской армии - построить на базе ГЭС первый в стране завод азотной кислоты (ЗАК), необходимой при изготовлении пороха и других взрывчатых веществ. Предприятие, втолковывал он военным, сможет при должной работе гидростанции закрыть треть потребности "оборонки" в азотной кислоте. Стоимость проекта - всего-то два миллиона рублей.

Порох для военных оказался ближе, чем бумага, которой, впрочем, тоже не хватало. И работы по строительству инфраструктуры для ЗАКа начались. Особую актуальность они приобрели после начала в 1914 году войны с Германией. В окрестностях Кондопоги ударными темпами строились рабочий поселок, железнодорожная ветка к Мурманской магистрали, кирпичный завод. Своей рабочей силы не хватало - военные пригнали полтысячи пленных чехов, венгров, хорватов, и даже турок.

Рабочий поселок возле станции Кивач. Фото С. Прокудина-Горского. 1916 год

Но, несмотря на успешный ход строительства, концессионеры (видимо, хорошо поправив свои дела на военном контракте) в 1916 году передали свою лицензию на использование вод Артиллерийскому управлению. А сами вернулись к своему мирному бизнесу - изысканию возможностей строительства ГЭС и бумажной фабрики на реке Сегеже. Как раз там, где сегодня стоит другой флагман карельской индустрии - Сегежский ЦБК.

К 1917 году все объекты рабочей инфраструктуры для начала строительства кондопожской ГЭС и завода были практически построены. Предполагалось, что станция будет оснащена пятью турбинами мощностью до 5000 лошадиных сил. Ее энергии вполне хватило бы на обслуживание электродуговых печей, в которых из атмосферного воздуха в результате хитрой химической реакции получалась 40-процентная азотная кислота - основа для производства артиллерийского пороха.

И могла бы индустрия Карелии иметь еще одно перспективное направление, но тут грянула февральская революция, за ней - октябрьский переворот, в Карелии началась гражданская война и интервенция. В 1919 году работы были прекращены, а персонал и пленные эвакуированы. Присматривать за недостроем руководство оставило 27 работников во главе с инженером Крюковым. На что они жили в условиях полной разрухи - неизвестно, но в январе 1922 года к ним прибыл представитель Рабоче-крестьянской инспекции - органа надзора вроде нынешнего Общероссийского фронта. Ответственный товарищ осмотрел объекты, находившиеся в законсервированном состоянии три года, выявил "недочеты в сохранности оборудования" и, недолго думая, передал дело в ЧК. Что стало там с 28 карельскими работягами - догадаться нетрудно…

В 1923 году на заброшенную стройплощадку вновь вернулись люди, чтобы построить то, о чем мечтал инженер Токарский. А что возведение "первенца карельской гидроэнергетики" началось не на ровном месте, а просто было продолжено, долгое время умалчивалось. Сам Михаил Антонович после революции жил в Ленинграде, занимался изыскательской и научной работой, сделал ряд интересных изобретений. Во вторую блокадную зиму инженер умер, во время эвакуации по дороге в Киров...

А в городе Кондопоге все-таки сохранилось одно местечко, которое старожилы называют "Токарская пристань". Вот только далеко не каждый кондопожанин знает, что ее этимология не имеет никакого отношения к металлообработке. Талантливый и энергичный русский инженер Михаил Антонович Токарский ее построил.

Снимок Токарской пристани С.Прокудина-Горского (слева, 1916 г.) и современный вид

Редакция благодарит Национальный архив РК и лично Елену Усачеву за помощь в подготовка материала.

Продолжение следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру