Притязания Карельской Митрополии на Дом офицеров можно оспорить

Попытка прибрать к рукам ремонтируемое за государственный счет здание выглядит неуклюжей и неэтичной

Представительство Русской Православной Церкви в нашей республике снова оказалось в центре скандала, и снова из-за недвижимости. Это становится неприятной тенденцией.

Попытка прибрать к рукам ремонтируемое за государственный счет здание выглядит неуклюжей и неэтичной
Сейчас здесь меняют крышу.

На прошлой неделе наши коллеги с ГТРК «Карелия» извинялись перед Карельской Митрополией за невольную ошибку. В опубликованном ранее сюжете о ходе ремонта петрозаводского Дома офицеров они сообщили, что еще до революции это здание, построенное для проживания местного архиерея, было продано Мурманской железной дороге. В метрополии журналистов немедленно поправили: по словам священнослужителей, дом был реквизирован у Церкви только в 1918 году и передан почтовому ведомству.

В подтверждение своей версии событий сотрудник Митрополии представил копию документа из Национального архива Карелии. И, воспользовавшись случаем, предложил карельским властям не доводить дело до суда и вернуть РПЦ принадлежавшее ей ранее имущество.

В местной прессе по этому поводу поднялась настоящая буря. Оно и неудивительно: позиция Церкви в данном случае, как нам кажется, не соответствует общепринятым понятиям о порядочности.

Напомним: гарнизонный Дом офицеров был передан Mинистерством oбороны РФ в республиканскую собственность в 2011 году, и его сразу же закрыли: требовался большой ремонт. За те 7 лет, что здание простояло без отопления и обслуживания (оно даже горело), «большой» ремонт превратился в капитальный, и подразумевал огромные затраты.

Читайте по теме: «Когда и на что начнут ремонтировать петрозаводский Дом офицеров»

На первых порах карельская Епархия выразила заинтересованность в получении освободившихся помещений, но, видимо, поняв, сколько денег сюда потребуется вложить, дальнейших попыток не предпринимала. Об этом нам в свое время рассказывал тогдашний глава республиканского Госимущества Дмитрий Косарев: «Действительно, Епархия интересовалась, но не очень активно, потому что это огромные средства, для нее эта сумма тоже неподъемная…» 

Более того, наш корреспондент Виктор Крамских в августе 2014 года связался с церковным ведомством и поинтересовался планами его руководства относительно этой недвижимости. Разговор был коротким: «Помощник митрополита по экономическим вопросам Валерий Анатольевич (так он представился) попросил меня никоим образом не увязывать Карельскую епархию с проблемой бывшего Дома офицеров».

Капремонт здания начался осенью прошлого года на средства, выделенные республиканской казной – 94 миллиона рублей. И как только треть работ была выполнена – в частности, заменены перекрытия и стропила - в Карельской Митрополии снова поменяли позицию. Там вдруг вспомнили, что это их имущество, и теперь желают получить его назад.

Теперь это совершенно другое здание, нежели было в 1940-х

С точки зрения закона притязания церковников не впечатляют. Даже предъявленный журналистам документ трактуется ими весьма вольно. Судите сами. Дословно выписка из протокола заседания Олонецкого губернского Совета от 29 января 1918 года звучит так: «Об архиерейском доме. Постановили: предоставить помещение бывшего (выделено авт.) архиерейского дома в распоряжение Мурманского Почтово-Телеграфного Округа…». Домовую же церковь, действующую в здании, предлагалось переместить в верхний этаж «за счет нуждающихся в этой церкви».

Почему мы особо делаем упор на конкретной фразе: из текста становится ясно, что в конце января 1918 года, когда большевики отобрали здание, оно де-факто Церкви не принадлежало. Дом уже называли «бывшим архиерейским». Когда это он успел стать бывшим, если Советская власть была признана в Петрозаводске лишь тремя неделями ранее? Это произошло 5-6 января 1918 года – об этом в одном из интервью рассказывал директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг. Прибывший из Петрограда отряд матросов и солдат заставил Петрозаводский совет подчиниться СНК во главе с Лениным. Кстати, как раз в тот момент, когда телетайпограмма о достигнутом результате шла в Петроград, там разгоняли Учредительное собрание.

Кстати, Декрет «О свободе совести», объявляющий все церковное имущество народным достоянием, был опубликован только 20 января. И всего через 9 дней дом - уже не просто архиерейский, а «бывший архиерейский»?..

Ошибка телевизионщиками действительно была сделана, но лишь в той части, которая говорит о продаже церковной недвижимости. На самом деле дом был передан в аренду Мурманской железной дороге. Доказательства этого в том же Национальном архиве РК были найдены Еленой Ициксон – архитектором, общественным деятелем, специалистом по охране объектов историко-культурного наследия.

В одном из ее исследований был  представлен еще один интересный документ: письмо прихожан патриарху Тихону от 4 января 1918 года, то есть отправленное до того, как Церковь была лишена права собственности. Верующие писали о странном поведении нового архипастыря Иоанникия, прибывшего в столицу Олонецкой губернии в 1916 году. Текст был опубликован в интернет-журнале «Лицей». Вот что писали возмущенные петрозаводские верующие о новом Преосвященном:

Это еще одно доказательство сдачи дома железнодорожному управлению еще до революции. Но главное не в этом. Ведь реституции подлежит далеко не вся недвижимость, бывшая во владении РПЦ, а только «имущество религиозного назначения». Это недвижимость, в свое время построенная для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, для обучения религии, профессио­нального религиозного образования, монашеской жизнедеятельности, вре­менного проживания паломников (ст.2 Федерального закона N327-ФЗ от 30 ноября 2010 г.). Ничего из этого в Архиерейском доме, очевидно, не предполагалось: он использовался просто как жилой фонд.

Домовая церковь, которая продолжала действовать еще какое-то время, действительно должна была быть возвращена Митрополии. Но в 1952 году здание было полностью перестроено, к нему добавился еще один этаж, и оно обрело свой современный облик. От домового храма ничего не осталось. Возвращать нечего.

Впрочем, у карельского правительства, на наш взгляд, все-таки есть возможность решить этот вопрос во внесудебном порядке и к взаимному удовлетворению всех сторон. Дом офицеров можно официально передать Митрополии – разумеется, остановив производимый ремонт и выставив счет за уже проделанные работы. А поскольку в этом случае вопрос с нехваткой помещений в Петрозаводске у РПЦ явно будет закрыт – можно будет вернуть в распоряжение Минимущества РК нынешнее здание Управления Карельской и Петрозаводской Епархии на ул.Федосовой, 10.

Напомним, что оно передано Церкви не в собственность, как это преподносилось сначала, а в безвозмездное пользование. Учитывая, какую брешь проделает в бюджете региона потеря площадей Дома офицеров, на которых должны были расположиться сразу несколько организаций, возвращение здания на Федосовой – прямая обязанность чиновников. Впрочем, у нас большие сомнения, что руководство Митрополии пойдет на такой «обмен».

Напомним, что разбирательства с православной общиной из-за петрозаводской недвижимости уже стали регулярными.

Читайте по теме:

«Как передавать РПЦ петрозаводскую недвижимость – по справедливости или по закону?»

«Сколько простоит новый забор вокруг Карельской Епархии, и зачем его поставили»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру