Петрозаводская общественница предлагает приспособить под велодорожку железную дорогу

Как велоактивисты бьются с администрацией Петрозаводска за создание необходимой им инфраструктуры

Анастасия Неровная рассказала о планах городской администрации на 60 миллионов рублей и о том, почему считает эти планы неразумными.

Как велоактивисты бьются с администрацией Петрозаводска за создание необходимой им инфраструктуры
Велолюбители - едва ли не самая распространенная городская субкультура. Фото: Людмила Корвякова

Субсидию в 60 миллионов рублей может получить Петрозаводск на обустройство в городе велодорожек. Такая большая сумма Карелией выделяется впервые, поэтому потратить её надо с умом. Но новых проектов нет, а старый, по мнению руководителя велодвижения Карелии «Velove» Анастасии Неровной, уже не актуален. О чём она и сказала, когда участвовала в обсуждении того, как правильно использовать деньги, выделенные на велодорожки. Однако после встречи ей пришлось записать видеообращение.

-  Я уже год не занимаюсь развитием велодвижения, мы не собираемся в этом году проводить велопарад, потому что я не вижу в этом смысла, - призналась Анастасия. - Шесть лет работы в этом направлении - коту под хвост. Я очень глубоко в это погрузилась и увидела на практике, как реализуются проекты. Чиновникам, которые занимаются вопросами развития городской среды, не нужно делать город удобным для людей. Им нужно создавать красивые картинки для лоббирования каких-то своих интересов...

 Анастасия с верным другом. Фото: vk.com

Анастасия считает, что к велообщественникам недостаточно прислушиваются, хотя в Петрозаводске нет «дипломированных специалистов», которые разбираются в этой сфере. Сама же она постоянно бывает за границей и ездит по российским городам, где с ней делятся опытом создания велоинфраструктуры. Естественно, что после сравнения с Европой, где стараются с машин пересаживаться на экологический вид транспорта, а не наоборот, хочется, чтобы и в родном городе было что-то подобное. Однако, как утверждает Неровная, слушать её не хотят. Более того: она считает, что Петрозаводск не готов к таким деньгам, поскольку нет ни одного качественно разработанного проекта, на который можно было бы потратить такую сумму.

 - В бюджете города не было заложено средств, для того чтобы эта проектно-сметная документация вообще появилась. Что делает администрация в лице отдела ЖКХ и благоустройства? Она предлагает за эти 60 миллионов сделать сверхсовременную полимерную велодорожку вдоль реки Лососинки!

Опираясь на опыт той же Европы, руководитель велодвижения рассказывает, что в лесопарковой зоне принято делать грунтовку, а не использовать такой дорогой материал, как полимер. Кроме того, девушка вспоминает, что в 2017 году «Velove» выиграл конкурс в рамках программы поддержки местных инициатив. Тогда на благоустройство велодорожки на участке длиной 3,5 километров от трассы Фонтаны до ул.Мерецкова выделили 1,7 миллионов рублей. Именно этот отрезок администрация предлагает вновь сделать в этом году, добавив также участок вдоль Лососинки, проходящий по парку «Ямка», который тоже реконструировали в 2017 году (и тоже со скандалом).

Читайте по теме: "Планы благоустройства петрозаводской «Ямки» становятся все более непонятными"

Неровная считает, что деньги можно было бы потратить на другие, более актуальные проекты. Один из них - поднятие опорной стенки под мостом на улице Правды, где велосипедисты в период паводков и сильных дождей не могут проехать.

 - Это всё, что надо сделать для реки Лососинки, для того, чтобы мы с вами могли на велосипедах вдоль неё передвигаться от Древлянки до набережной. Работы обойдутся в два миллиона рублей.

 Одну велодорожку все же построили...

Да и вообще, говорит общественница, пора бы уже выходить из парков и делать велодорожки, как во всех европейских городах - на проезжей части.

- Это возможно, и на самом деле всё довольно просто. Мы уже 2 года назад согласовали с министерством транспорта Карелии то, что из общего бюджета «на дороги» готовы выделять средства в размере 5% на создание велосипедной инфраструктуры. Но проблема в том, что некому этими вопросами заниматься. Поэтому в первую очередь необходимо создать рабочую межведомственную группу, вместе сформировать концепцию развития велотранспортной инфраструктуры и, согласно этому плану, действовать дальше, - рассказывает «МК в Карелии» Анастасия Неровная.

Вот только насколько это логично в реалиях Петрозаводска - выделять на узких городских дорогах ещё и полосы под велодорожки? По словам Неровной, в той же Голландии благодаря этому значительно сократилось количество ДТП с участием велосипедистов. Но, как пишут в комментариях к её видео горожане, они не готовы выезжать на велосипедах на дорогу, даже если её сделают для них безопасной:

«Наш город еще не готов к этому. У нас тротуары и дороги в ужасном состоянии, даже в центре города. Мне кажется важнее обеспечить безопасное передвижение пешеходов в первую очередь, а потом уже думать о прогулочных трассах для велосипедистов. Да, выделенные велодорожки это круто. Конечно, очень хочется как в Европе. Но, увы, мы очень сильно отстали от них».

«Я не знаю, сколько лет потребуется среднестатистическому российскому автолюбителю, чтобы усвоить понятие «велосипедист». Даже если сделают выделенную велодорожку, я не буду по ней ездить. У меня 4 детей, жена и кот. Я должен их кормить».

Впрочем, столь мудро рассуждают не все петрозаводчане... 

Читайте по теме: "Неадекватный велосипедист чуть не протаранил петрозаводский автобус"

Не согласна с позицией Анастасии и мэрия Петрозаводска. По мнению чиновников, в существующей градостроительной ситуации создавать велосипедные дорожки безопаснее в парковых зонах. Это позволит разграничить потоки автомобилистов и тех, кто предпочитает двухколёсный транспорт.

Принимая во внимание мнение горожан и администрации, велоактивистка предлагает альтернативу, которая всех устроит: переделать под велосипедную дорожку железнодорожную полосу, которая сейчас никак не используется - от Сайнаволока до улицы Правда.

- Рельсы почти все сняли, тропа длиной 5,5 километров начинает зарастать. А по ней можно было бы передвигаться как пешком, так на лыжах и велосипеде. Ни с Ключевой не добраться на велосипеде безопасно до центра, ни из Соломенного...

Именно это и станет «вау-эффектом», считает Неровная, а не никому не нужная полимерная дорожка. Есть, правда, некоторые трудности: участок принадлежит ОАО «РЖД», а это значит, что для его передачи городу потребуется некоторое время. В 2019 году построить велодорожку можно не успеть, но будет время хотя бы для её проектирования.

«МК в Карелии» попросил в администрации Петрозаводска комментарий к инициативе велоактивистки. Там напомнили: нет никакой гарантии, что республика действительно выделит эти деньги. Ведь чтобы получить 60 миллионов рублей, городу надо софинансировать проект на сумму около 26 миллионов. Как заметила руководитель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова в комментариях к записи Неровной, «такая же сумма предусмотрена в этом году на весь объем ямочного ремонта городских дорог».

Что касается выбора участка вдоль реки Лососинки, то он неслучаен: концепция его благоустройства начала разрабатываться совместно с велообщественностью с 2014 года.

 - В полном объеме данный проект так и не реализован. И учитывая сжатые сроки, целесообразным в текущем году было бы реализовать именно его. Детали проекта в части типа покрытия могут обсуждаться, - говорит Юлия Ивановна.

Тут стоит напомнить, что при реконструкции парка «Ямка» общественность просила утрамбовать дорожки, чтобы было удобнее бегать и гулять с колясками. Городская администрация же отсыпала их гравием без трамбовки. Вышло дороже, а кроссовки и колеса теперь здесь вязнут…

Предложение Неровной относительно участка бывшей железной дороги услышали. На собрании было решено направить обращение в ОАО РЖД и инициировать передачу земельного участка городу. Как сообщили в пресс-службе администрации, если появится какая-то возможность, то начнётся проработка этого маршрута.

 - Я на совещании 12 апреля предложила отличный, на мой взгляд, вариант! – парирует Анастасия, -  Если не найдут 27 миллионов, то выделить меньше - например, 10, взять у республики 70 процентов - около 20 миллионов. На эти средства проработать план города и сделать проекты велодорожек, чтобы в следующий раз, когда будет любая сумма средств, можно было бы её потратить на создание необходимой жителям безопасной среды.

Своей цели Анастасия добилась, её эмоциональное видео вызвало резонанс. Как рассказала девушка, в тот же вечер после его публикации ей  позвонил исполняющий обязанности министра по делам молодежи, физической культуре и спорту республики Алексей Ермашов и сказал, что видит конструктивные предложения в этом обращении и готов их обсуждать. Попросил отправить ему все наработки «Velove». Откликнулись и горожане.

 - Мы уже даже пообщались с теми, кто знает о железной дороге, которую мы предлагаем превратить в велодорожку, и получили информацию о том, как и с кем пообщаться, чтобы ускорить процесс, - воодушевлённо говорит девушка.

Далеко не всем в городе нужны велодорожки, не у каждого есть велосипед. Но то, как инициативные горожане готовы отстаивать своё право на кусочек Европы в Петрозаводске, поражает. Есть шанс, что велоинфрастуктура в городе будет только развиваться.

Кстати, у почина Анастасии нашлись и комментаторы в достаточно неожиданном ключе. Один из анонимных телеграмм-каналов предположил, что Неровная таким образом мостит себе дорогу в депутаты Петросовета, выборы в который состоятся в 2021 году. И то, что ее инициатива поддержана на уровне правительства, якобы говорит о поддержке ее кандидатуры как политика со стороны республиканской власти. Впрочем, никаких негативных оценок этой версии не приводится.