Нас ждет переработка мусора, двойные квитанции и общая ответственность

В Карелии начался второй этап мусорной реформы: чего ждать

Главное, что нам предстоит - переход на раздельный сбор мусора. Пока, правда, отделять предстоит только пластик, да и то не весь.

В Карелии начался второй этап мусорной реформы: чего ждать
Пока жители республики по-своему понимают выражение "раздельный сбор мусора"

Разделяй и властвуй

Контейнеры в нескольких районах Карелии и в Петрозаводске уже появились. Но их – ничтожно мало в сравнении с объемами выбрасываемых ПЭТ-бутылок. Дефилировать по улице с мешками, набитыми тарой, готовы пока далеко не все. С другой стороны, что поделать: осознанность всегда требует жертв.

На недавнем брифинге в правительстве республики новый руководитель ООО «Автоспецтранс» (республиканского регоператора по обращению ТКО) Алексей Кузнецов в подробностях рассказал о том, что же ждет жителей республики дальше и к чему должна привести мусорная реформа в итоге.

Официально в 2020 году республика должна  уже перейти к следующему этапу реформы, который подразумевает сортировку пищевых, пластиковых и прочих отходов. Это позволит жителям республики сэкономить: чем реже придется мусоровозам приезжать за «хвостами» - мусором, который ни на что не годится - тем дешевле будет стоить услуга.

Однако пока говорить о том, как много времени уйдет у региона на окончательный ввод в оборот хотя бы двухкомпонентной сортировки, рано. Замдиректора «Автоспецтранса» Михаил Романенко отметил, что в Финляндии к раздельному сбору мусора вообще шли около 30 лет.

«Клетки» для ПЭТ-тары есть в Кондопоге, Костомукше, Пудоже и в Петрозаводске. Столица Карелии располагает 50 такими контейнерами, чего на весь город, естественно, не хватает (https://karel.mk.ru/social/2019/02/04/stali-izvestny-tochnye-adresa-konteynerov-dlya-sbora-plastika-v-petrozavodske.html). Однако в «Автоспецтрансе» говорят – один такой контейнер стоит немало, около 10 тысяч. А маржа от работы с бутылками минимальна.  В Карелии пластиком никто не занимается, возить его в Петербург, где находится ближайшее предприятие по переработке, накладно, почти убыточно.  Соответственно, интересантов среди предпринимателей мало.

Своих предприятий по переработке мусора в республике действительно нет. Пока все выброшенное просто хоронят на полигонах. А если перерабатывать, можно серьезно сэкономить и получить прибыль с вторсырья.

Как рассказал Алексей Кузнецов, одна из основных задач, которую региональный оператор планирует решить в ближайшем будущем – создание 12-14 линий и площадок для сортировки отходов, а также нескольких перерабатывающих предприятий. Это позволит уменьшить объемы захоронений, выделить «полезные фракции», которые можно отправить на переработку.

Площадки для мусороперерабатывающих предприятий уже присмотрены: это Орзега и Заозерье, также окрестности Сегежи. Однако даже примерных сроков реализации проектов пока нет. Для начала нужно провести экологические экспертизы, перевести земли лесного фонда в другую категорию использования.

Предполагается, что около 15 процентов мусора будет отправляться на переработку. Из другой части можно производить грунт (пищевые отходы), из чего-то – делать топливо.

Стоит все это очень и очень дорого. Возможно, удастся получить деньги в виде гранта от Северной экологической финансовой корпорации. Речь идет о 6,25 миллиона евро. Но пока Минстрой и регоператор только ведут переговоры с этой организацией.

Не по адресу

Еще одна важная тема – вывоз мусора из небольших населенных пунктов. Если петрозаводчане сетуют на то, что до контейнера для пластика далеко идти, то в отдаленных поселках другие проблемы: мусор долго не вывозится (https://karel.mk.ru/economics/2019/04/24/regionalnyy-operator-obyasnil-prichinu-poyavleniya-musornykh-gor-v-karelskikh-poselkakh-zimoy.html). Кузнецов пообещал, что в мае будет создана дорожная карта по заходу на территории. Инфраструктура - дорожная, мостовая - в отдельных случаях не позволяют тяжелым мусоровозам пробраться к площадкам для сбора ТКО. Особенно плохо с этим дела обстоят в Беломорском районе. Региональному оператору приходится подключать к работе автотранспорт, затраты остаются за рамками тарифов и, соответственно, не компенсируются.

Мусорные горы, которые скапливались зимой и ранней весной, руководитель «Автоспецтранса» назвал «общей проблемой», ответственность за которую лежит и на местных властях, в чьих обязанностях – содержание и оснащение площадок, а также обеспечение возможности проехать к ним (https://karel.mk.ru/social/2019/04/03/musorovozy-ne-mogut-podobratsya-k-otdalennym-naselennym-punktam-izza-rasputicy.html). Выяснилось, что регоператор отслеживает происходящее в соцсетях. И если где-то возникает напряжение, заверил Алексей Кузнецов, специалисты отправляются в населенные пункты для разрешения ситуаций.

Раз квиток, два квиток…

В связи с тем, что теперь жители Карелии будут оплачивать и вывоз дачного мусора, возникает резонный вопрос: квитанций будет две? Да, будет две, но платить нужно только по одной.

К примеру, если человек уезжает на дачу в мае и возвращается к сентябрю, ему нужно обратиться  в Единый расчетный центр с заявлением и предоставить удостоверяющие факт отъезда документы. Если речь идет о пригороде, подойдет справка от местного участкового или председателя кооператива. Если о более дальних расстояниях – билеты на поезд тоже подойдут. Алексей Кузнецов заверил, что все подобные вопросы в индивидуальном порядке решаются.

Раз уж речь зашла о фазендах, напомним: в дачных кооперативах и садоводческих товариществах должны появиться контейнеры для сбора отходов. Позаботиться об этом должны сами дачники, причем в ближайшее время: сезон уже начался, а штрафные санкции – велики, до 250 тысяч рублей.

Читайте по теме:  "По какой цене будем вывозить мусор с дачи"

Сюжет:

Санкции