Как карельские поисковики находили сбитые самолеты

Журналист «МК в Карелии» сам принимал участие в этих экспедициях

Волею судеб и благодаря журналистской профессии мне довелось принимать участие в поиске погибших на территории Карелии советских самолетов. Первый такой поход произошел в конце 80-х годов, и свел меня с таким замечательным человеком, как Виктор Дворецкий. Он был основателем группы, которая, как он сам говорил, шла "по следам исчезнувших самолетов Карелии " - отсюда и название "ПОИСК".

Журналист «МК в Карелии» сам принимал участие в этих экспедициях
Этот самолет нашли более 30 лет назад, но так и не подняли

С ним я отправился совсем недалеко - в район села Деревянное, где его группа школьников-поисковиков обнаружила в лесу обломки истребителя И-153 "Чайка". Мы вместе аккуратно разгребали землю в молодом сосняке, вынимали детали самолета, по старым сломанным деревьям вычисляя траекторию падения истребителя.

Уже тогда Виктор считал, что этот биплан был сбит при обороне Петрозаводска в 1941 году, и мог базироваться в Бесовце или Гирвасе.

Читайте по теме: «Как начинался боевой путь Бесовецкого авиаполка»

Группа "Поиск" за 30 лет работы на голом энтузиазме смогла обнаружить в карельских лесах 86 сбитых советских самолетов и установить 14 необычных памятников погибшим летчикам и пехотинцам. Их собирали из сохранившихся деталей самолетов сами поисковики и устанавливали табличку: "Остановись и поклонись". Группа подняла из небытия останки более 700 красноармейцев. Единственной наградой за этот труд для Виктора Дворецкого, недавно ушедшего из жизни, стала медаль "За заслуги перед Пряжинским районом" с примечанием "посмертно"...

 В сентябре 1987 года в редакцию позвонил петрозаводчанин Николай Силков: "Вы что-нибудь слышали о самолете на Машезеро?". С фотокорреспондентом Геннадием Волковым мы прибыли на место. Николай Иванович на весельной лодке отвез нас к одному из бесчисленных островов, возле которого виднелись дюралевые обломки. На некоторых сохранилась зеленая краска - самолет был явно военной поры и, скорее всего - бомбардировщик, так как цельнометаллических истребителей в СССР практически не выпускали. Но были ли это обломки самого фюзеляжа или только мотогондолы - кожуха, укрывающего моторы - определить было невозможно. Потыкали самодельным щупом дно: чувствовалась, что там большая масса металла. На поверхность воды стали всплывать масляные пятна - двигатель?

Самую большую часть, которую мы смогли погрузить на багажник моего "Запорожца", увезли, чтобы показать специалистам. Сотрудник Клуба юных летчиков Борис Родионов, подтвердил, что обломок от самолета военного времени, но какой марки - Як-4 (ББ-22 - ближний бомбардировщик) или уже знакомый читателю СБ, ответить затруднился.

К расшифровке подключился инженер Петрозаводского авиапредприятия и поисковик, историк авиации Алексей Дмитренок. С большой долей уверенности он определил, что фрагмент принадлежит самолету СБ. Тем более что есть некие архивные свидетельства о том, что один из этих "бомберов" еще до войны совершил вынужденную посадку на озеро. Но были и другие рассказы об этом происшествии. Нашедший самолет Николай Силков побеседовал со старожилами деревни Машезеро. Одни старики вспоминали, что "подраненный" самолет совершил вынужденную посадку, другие говорили, что он упал после того, как летчики выбросились с парашютами. Но время старожилы называли одно - август 41-го.

Заканчивается мое журналистское расследование тех лет, сообщением, что аквалангисты клуба подводного плавания обследовали место падения самолета и дали заключение о том, что поднять обломки вполне реально. Я тогда предупредил через газету: на "бомбере" может быть боезапас, не забудьте о саперах. Но наступили "лихие 90-е», и о находке на Машезеро забыли...

Фото из архива группы "Поиск"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру