Как начинался боевой путь Бесовецкого авиаполка

Весной 1939 года 72-й авиаполк стал первой боевой авиационной частью на территории Карелии

Можно смело предположить, что эта военная часть была создана для поддержки сталинского "освободительного похода" на Скандинавию, первой жертвой которого должна была стать Финляндия. Но в итоге нашим летчиком пришлось защищать родное небо.

Весной 1939 года 72-й авиаполк стал первой боевой авиационной частью на территории Карелии
Подвеска бомб на СБ. Фото Ok.ru

Подвиг в цифрах

За время войны полк не раз менял названия: разведывательный, бомбардировочный, но первым было - скоростной. В состав полка вошли пять эскадрилий самолетов АНТ-40 или, как их еще называли, СБ - скоростных бомбардировщиков.

 СБ имел пулеметы как у истребителя. Фото Ok.ru

АНТ-40, созданный авиаконструктором Андреем Туполевым в 1934 году, был в свое время уникальной машиной. Имея экипаж из трех человек и скорость до 450 км/час, он мог нести 600-килограммовую бомбовую нагрузку. Учитывая, что ровесник СБ истребитель И-16, знаменитый «ишачок», обладал скоростью почти на треть меньше, для "бомбера" это был прекрасные тактико-технические данные.

Кроме СБ, часть, получившая на тот момент статус смешанного полка, имела истребители прикрытия: уже тогда морально устаревшие бипланы И-153, прозванные за узнаваемые очертания верхней пары крыльев "чайками".

 И-153 Чайка. Рис Pinterest.ru

В советско-финляндской войне 1939-40 годов самолеты 72-й авиаполка совершили 1308 боевых вылетов, сбросив на противника 650 тонн бомб, 965 тысяч листовок и 120 контейнеров с продуктами и медикаментами для своих войск.

В 1940 году авиаторы получили еще одну взлетно-посадочную полосу - возле деревни Гирвас. Она сохранилась до сих пор.

 Гирвасский аэродром. Фото: Nataiv, liveinternet.ru

А через год началась Великая Отечественная война. На тот момент в полку находилось 34 исправных самолета СБ из 45 имеющихся и, по некоторым данным, четыре новеньких бомбардировщика Пе-2, еще не имевших подготовленных экипажей.

 Пе-2. Фото авиару.рф

В это же время из состава части по непонятной причине выведена истребительная эскадрилья, что потом привело к поражениям в первые дни войны.

Первые дни

"Видели, как сталинских соколов, как слепых котят..." Эти строки из бессмертного романа Константина Симона "Живые и мертвые" о том, как в начале войны немцы сбивали наши устаревшие бомбардировщики ТБ-3, лишенные поддержки истребителей. То же произошло с самолетами 72-го авиаполка на третий день войны.

25 июня 1941 года советские ВВС нанесли массированный превентивный удар по двум десяткам военных и гражданских объектов страны Суоми, вынудив правительство этой страны объявить, что она находится в состоянии войны с СССР.

В этих налетах принимал участие и наш 72-й авиаполк, перед которым была поставлена задача атаковать аэродромы Йоэнсуу и Йоройнен, чтобы "предотвратить попытки финнов бомбить города Карело-Финской ССР". В этот день полк сразу же потерял десять бомбардировщиков и 30 членов экипажей...

Финны так описывали этот бой. "25 июня большая группа, состоящая из14 или 15 бомбардировщиков СБ на относительно малой высоте подошла к аэродрому Йоройнен. Был ли это точный расчет или удача, но именно в тот момент 2-я эскадрилья истребительной группы LLv-26 после патрулирования воздушного пространства с пустыми баками приземлилась на аэродром… Два истребителя на последних литрах бензина немедленно поднялись в воздух и атаковали многократно превосходящего в численности противника. В результате три СБ были сбиты непосредственно в районе аэродрома, а остальные, беспорядочно сбросив бомбы, развернулись на обратный курс. Через несколько минут 3-я эскадрилья LLv-26 перехватила бомбардировщики, и в завязавшемся бою советская ударная группа была окончательно разгромлена: уйти удалось четырем СБ".

 Участник того боя - финский летчик Ласси Аалтонен

Но на базу вернулись только три машины. Бомбардировщик заместителя командира 1-й эскадрильи старшего лейтенанта Бардаченко был по ошибке сбит уже над советской территорией нашим истребителем. Экипаж в составе трех человек похоронен в братской могиле в селе Спасская Губа...

В августе прошлого года члены поискового отряда "Карельский рубеж" провели полевые работы в Финляндии на месте падения самолетов СБ. В районе Рантасалми, в лесу, они обнаружили обломки одного из сбитых бомбардировщиков, который при падении врезался в скальный выход. Части еще одного СБ, рассыпавшегося в воздухе, были найдены на берегу и в озере Хярмяниеми. Поисковикам удалось обнаружить останки четверых советских авиаторов, которые впоследствие были привезены на родину и захоронены на воинском мемориале "Курган славы" под Виллагорой.

Цель - Петрозаводск

С развитием наступления финских войск полк был вынужден перебазироваться в Ленинградскую область. Вот оттуда и был совершен дерзкий вылет на оккупированный Петрозаводск. Вот рассказ подполковника в отставке Евгения Смолдырева, ветерана 72-го бомбардировочного полка.

"Осенью 1941 года полк получил задание уничтожить крупный фашистский штаб, который размещался в Петрозаводске (как мы помним, непосредственное название объекта «гостиница «Северная» была вычеркнута цензором – авт.). Было известно, что он хорошо прикрыт артиллерией и истребителями. Днем выходить на такую цель было рискованно. Решили бомбить ночью и притом одним экипажем - так легче обеспечить скрытность.

 Петрозаводск в 1941 году

Это задание добровольно вызвался выполнить батальонный комиссар полка Иван Иванович Дуров. Штурманом в экипаже был капитан Дудник, а стрелком-радистом - старшина Рождественский.

В ночь с 6 на 7 ноября на бомбардировщик СБ подвесили шесть стокилограммовых фугасных бомб. С наступлением темноты самолет взлетел и взял курс на Петрозаводск. Ориентирами в ночном полете служили Мариинская водная система каналов, при подходе к городу - очертания Петрозаводской губы. Летели очень низко, Петрозаводск по приборам был рядом, но землю закрывал туман. Вот и расчетное время - внизу должна быть цель".

 Скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ) Рис. Redsearch.org

Здесь есть еще один пропуск текста, сделанный цензурой, чтобы окончательно вычеркнуть намек на гостиницу. Ветеран писал, что, пройдя над озером, СБ вышел на траверз проспекта Ленина и уже по нему долетел на бреющем точно до "Северной".

Читаем дальше: "Штурман сбросил бомбы. Тут только фашистские зенитчики всполошились и открыли огонь. Комиссар резко бросил самолет в сторону озера и выскочил из огненного мешка.

Но впереди экипаж ждало еще одно испытание. При заходе на посадку не вышла стойка шасси. Командир полка приказал совершить посадку на фюзеляж. Но комиссар решил спасти боевую машину и стал сажать ее на одно колесо. Посадку он выполнил безупречно. К утру самолет снова был готов к боевому вылету".

Стыковки и нестыковки

У читателя могут возникнуть сомнения: 600 кг бомб - они бы разнесли весь квартал! Попробуем разобраться. Гостиница действительно была обнаружена при освобождении города частично разрушенной, что было поставлено в вину оккупантам. Но есть свидетельства того, что, несмотря на приказ генерала Мерецкова, спецотряд, включавший 75 армейских саперов и 50 сотрудников НКВД, успел взорвать только часть из более шести десятков промышленных, культурных, образовательных и медицинских учреждений города. "Северную" они успели только поджечь.

 Финские оккупанты в Петрозаводске: гостиница выжжена, но стоит на месте

Читайте по теме: "Три жизни гостиницы «Северная». Часть вторая"

А вот насчет того, был ли в ней финский штаб, есть серьезные сомнения. Вот что когда-то рассказывал мне Валерий Верхоглядов, ответственный секретарь нашей редакции, талантливый журналист и въедливый краевед: "Эта тема темная, финский штаб не мог находиться в первые дни оккупации в провонявшей пожарищем гостинице. По моим данным, осторожные финские генералы тогда квартировали в районе "старого вокзала" - нынешней Товарной станции". Там, в бараке, что и сегодня стоит на Первомайском проспекте, 65, где размещается транспортная прокуратура и полиция, и находился финский штаб. А уже потом, с нормализацией обстановки на фронте, военное управление Восточной Карелии поселилось на площади Ленина.

 Валерий Верхоглядов. Фото: avtor.karelia.ru

Удивил нас и бомбовый груз в 600 килограммов, он действительно мог разнести всю округу, состоящую из деревянных домов. Но мы с Валерой решили, что летчики, идя на малой высоте,  чтобы не повредить машину от взрыва всего боезапаса, могли сбросить только одну, максимум две "фугаски". Можно было также предположить, что не все бомбы взорвались: такое часто случалось и у нас, и у противника.

 Руины гостиницы в 1945-м

Взгляд назад

Фотофиксации бомбометания в то время еще не было, поэтому оставим этот подробный - до малейших деталей - рассказ ветерана без комментариев. А судьба комиссара Ивана Дурова, одного из тысяч политработников, кто не только вдохновлял бойцов на подвиг словами, но и сам воевал, сама по себе интересна. Уроженец Вологодчины, пришедший в армию в 1934 году, он остался жив и сумел дойти до Победы - редко кому из его сверстников удавалось до нее дожить.

Неизвестно, принимал ли комиссар Дуров участие в первом боевом крещении авиаполка - налете на объекты в Финляндии 25 июня 1941 гола. Но есть приказ по войскам Северо-Западного фронта от 12 июля 1942 года о награждении его орденом Красного Знамени за 25 успешных боевых вылетов. Самыми первыми были указаны: бомбардировка Йоэнсуу 3 июля 1941 года, при которой "были уничтожены два ФД-21 (истребители Fokker D.XXI, переданные Финляндии голландскими ВВС во время "зимней" войны) и 1 топливозаправщик". 9 августа его самолет "…бомбардировал танки-амфибии на оз.Куйто в районе Ухты, в результате 3 танка потоплены". А на следующий день самолет Дурова "уничтожил в районе Войнаволока 2 орудия с прислугой".

Иван Иванович, прожил долгую жизнь: есть данные, что в 1985 году - к 40-летию Победы - его, как и всех ветеранов, наградили орденом Великой Отечественной войны.

…Еще совсем недавно наши историки утверждали, что объекты в Петрозаводске - от промышленных до культурных - были уничтожены оккупантами. Сегодня эти же историки начали признавать, пока негромко, что это было сделано руками наших военных. Война есть война, и не нам судить тех, кто уничтожил значительную часть Петрозаводска в 1941 году, а через четыре года снес артиллерийским огнем и залпом "катюш" с бронекатеров Онежской флотилии прибрежный квартал уже оставленного финнами города. Но мы должны знать правду, или хотя бы все версии драматических событий этого периода.
Как бы не доказывали обратное современные историки-«патриоты», я убежден, что гостиница "Северная" не была уничтожена финнами, и этот полет СБ состоялся. Он сам по себе был уникальным, и должен остаться в памяти народа как дерзкий и героический рейд, равный по своей значимости другим подобным операциям - налетам советских бомбардировщиков Пе-8 на Берлин в августе 1941-го или американских Б-25 на Токио в апреле 1942 года. На всех фронтах мы ковали одну Победу.

Читайте далее: «Как карельские поисковики находили сбитые самолеты»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру