Что такое усольные заводики, и как солеварение снова стало бизнесом

Как карельские поморы пол Европы солью снабжали. Часть третья

Мы уже рассказали об интересных исторических параллелях между итальянской монетой сольдо и петровским походом по «Осударевой дороге», и о том, как в Нюхче в средневековье варили соль. Как считают сотрудники Национального музея Карелии Михаил Данков и Диана Проц, нюхоцкую солеварню из-за ее скромных размеров можно назвать "полуварницей".

Как карельские поморы пол Европы солью снабжали. Часть третья
Соляной обоз. Фото c сайта забытая реальность.рф

Настоящие варни, согласно фондовым коллекциям Национального музея, располагались севернее, вблизи села Колежма в Варочной губе Белого моря, и назывались "Летнереченским усольем". Артефакты, обнаруженные здесь уже в 60-х годах прошлого века местным жителем В. Югаровым и карельским ученым И. Мулло, позволяют судить, насколько серьезно был организован процесс выварки морской соли.

Приливная вода поступала в эти "солеварильные заводики" не по каналам, как в нюхоцком усолье, а по деревянным трубам, сделанным из цельного ствола мореной лиственницы, а то и дуба, которые укладывали на морское дно в минуты отлива. Интересно, что соединялись фрагменты этого средневекового водовода точно так же, как современные канализационные трубы - "в раструб". По описанию В. Югарова, найденная им коммуникация состояла из 10 частей, каждая длиной почти в метр, а внутренний диаметр деревянной трубы составлял около 10 сантиметров. Впрочем, обнаруженное бревно-труба в "Колежемском усолье" доходило до десяти метров в длину.

Деревянный водовод укладывался на дно моря и крепился по сторонам якорями - каменными плитами, размерами примерно 70 х 40 см, которые не позволяли трубе всплывать и сдвигаться в момент прилива или непогоды. Подлинный фрагмент скрепа этого водовода, сегодня можно увидеть в постоянной экспозиции Национального музея.

Такие же водоводы известны по всему русскому Северо-Западу: их использовали как граждане вольного города Новгорода, так и насельники Соловецкого монастыря. Разница лишь в том, что поморы свои трубы делали цельными, выжигая отверстия раскаленным металлическим стержнем, а новгородцы и монахи частенько собирали их из распиленных или расколотых половинок бревна с заранее выдолбленными желобами. В общем, можно сделать побочный вывод, что с прямоствольным лесом у новгородцев даже в то время было туго.

Судя по описаниям, которые представил в Национальный музей краевед Югаров, усолье в Летнереченской губе было серьезным производством. Бассейны-накопители морской воды, стенки которых были даже обложены камнем, составляли часть берега - своеобразной достаточно  большой "лагуны". Скорее всего, колодезные "журавли" уже не могли обеспечить подачу воды на црены, и здесь применялись другие, более совершенные технологии, возможно, ручные или гужевые "карусельные" подъемники. Но, увы, документальных свидетельств этого способа транспортировки морской воды при добыче соли пока обнаружить не удалось.

Зато доподлинно известно, какой спрос в средневековье имела беломорская соль. Еще в 1566 году британская "Компания для торговли", неудовлетворенная тем, что морской маршрут по Белому морю ограничен короткой навигацией, отправила своих представителей Т. Соутэма и Дж. Спарка на поиск внесезонной сухопутной дороги в центр России. Англичане, героически пройдя все невзгоды и трудности пути по сузёмкам и водным переправам, в отчете отметили "крайнюю бедность жителей пройденной местности", и вынесли суждение о том, что этот путь является малорентабельным и трудоемким. Но самое интересное, что англичане признали факт: что новгородцы каждый год снаряжали "много санных подвод с возчиками в Сумы (Сумский Посад) за солью" и в пиковое время в Повенце собиралось до двух тысяч (!) подвод и саней.

Сегодня морская соль "hand made " - сделанная своими руками - снова в этнографическом тренде, но уже не как консервант, а как модное приложение к туристическому столу или богемным салонам. Маленькие солеварни со средневековыми технологиями, существуют в Германии, Дании, Исландии, Японии, Таиланде и других странах. И везде этот, казалось бы, привычный для нас продукт, имеет свой вкус и особенные качества. Соль повсюду востребована, а процесс ее производства вызывает большой интерес у туристов.

Несколько лет назад и в Кемском районе Карелии появилось частная варница-артель, созданная приезжими предпринимателями. Судя по рекламе, процесс изготовления соли у них идет успешно: "поморка" и "морянка" со вкусом клюквы, рябины или фукуса (бурой морской водоросли) расходится "на ура". Только вот слышали ли о таких "старинных рецептах" сами поморы - вопрос открытый. Но у бизнеса свои законы и драматургия.

А сотрудники Национального музея Михаил Данков и Диана Проц надеются, что натурные и архивные исследования беломорских варниц, технологических этапов получения соли из приливной воды, соляных путей поморов и самой "Осударевой дороги" будут продолжены, что, без сомнения, значительно раскроет историко-культурный потенциал Карелии.

Редакция благодарит Национальный музей РК, Рукописный отдел архива Института истории материальной культуры РАН Санкт-Петербурга за фотоснимки и иллюстрации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру