Карелия меняет подходы к работе Комиссий по делам несовершеннолетних

Перед комиссией должны представать не дети, а взрослые: таково мнение детского омбудсмена Геннадия Сараева и его коллег

Когда-то каждый советский школьник знал: если серьезно набедокурить – тебя с родителями вызовут «на комиссию». Зная, что КДН должна не наказывать, а помогать, группа карельских специалистов занялась глобальным переформатированием этого органа. Пока – на уровне нескольких районов республики.

Перед комиссией должны представать не дети, а взрослые: таково мнение детского омбудсмена Геннадия Сараева и его коллег
Фото УМВД России по Камчатскому краю

Идея сменить курс работы Комиссий по делам несовершеннолетних вызрела в Карельском фонде развития образования, активно сотрудничающим с офисом Уполномоченного по правам ребенка Геннадия Сараева. Его мы и попросили объяснить суть грядущих перемен.

Как пояснил омбудсмен, толчком послужило активное обсуждение скорых изменений в законодательной базе – Семейном кодексе и подзаконных актах, регулирующих работу КДН. Анализируя работу этих органов в Карелии, специалисты обнаружили, что подход с советских времен так и не поменялся. Вызов на заседание комиссии по-прежнему означает в основном «проработку» и штраф. То есть ее функции остаются чисто карательными, а ведь полное название этого органа – Комиссия по делам несовершеннолетних и соблюдению их прав.

По мнению Геннадия Александровича, члены КДН должны заниматься не привлечением к ответственности – на это есть суд – а поиском выхода из сложившейся ситуации, причем через семью. Это главное условие:

- Если мы хотим помочь ребенку – тогда мы должны помочь и родителям. Если семья дисфункциональная – найти ресурс исправить ситуацию. Если семья асоциальная – найти возможности, оказать помощь и вернуть семью в социум.

В этом и заключается основная задача комиссии: выявить нуждаемость в каждом конкретном случае, оценить ресурсы семьи и предложить помощь. Причем не ждать, когда об этом попросят, а самим проявить инициативу – у комиссий будет такое право.

- Простой пример: семье необходима помощь, потому что родители не работают. Что нужно делать? Нужно найти им работу, - говорит Сараев. – У них нет специальности? Сегодня есть программы, по которым можно получить специальность.

Читайте по теме: "Дело Киселевых: победила правда – или манипуляция общественным мнением"

Главная особенность комиссии состоит в том, что это коллегиальный орган, в котором работают специалисты различных направлений. Социальные работники, юристы, педагоги, сотрудники правоохранительных органов, общественники – каждый из них должен быть готовым помочь решению вопроса по своему профилю, что в итоге приведет к исправлению общей ситуации.

Еще год назад районным КДН было рекомендовано работать именно в таком формате межведомственной рабочей группы. Эффективность подтвердилась. Теперь нужно распространить полученный опыт на всех. Такая форма работы – это технология, а значит, ей можно обучить.

Конечно, обучение членов КДН периодически где-то ведется, но каждое ведомство направляет туда своего специалиста отдельно. Такого, чтобы учили сразу весь состав комиссии, пока не было. Но именно это делают сегодня в Карельском Фонде развития образования (КФРО).

В Петрозаводском государственном университете была разработана специальная программа обучения, ее автором стала кандидат юридических наук Наталья Ермишина. Программа состоит из курсов по разным направлениям: юридическому, психологическому, социальному. Есть даже игровой тренинг, на котором члены комиссии примеряют на себя роли детей и родителей.

Специалистами Фонда был составлен проект, получивший название «КДН: ребенок в фокусе», под который удалось найти финансирование - выиграли грант главы Карелии.

Без трудностей, конечно, не обходится: не все слушатели курсов готовы принимать новую концепцию. Это объяснимо. Члены районных комиссий – профессионалы, у них есть своя постоянная работа, и не всем нравится, когда их, практиков, начинают учить «столичные» теоретики. Но в Фонде развития образования уверены: эту косность удастся преодолеть, как только члены комиссий увидят, что новый формат результативнее старого.

Сегодня команда КФРО находится уже на втором этапе работы проекта, первым была разработка программы. Сейчас идет обучение, и вскоре комиссии разъедутся по районам, дабы применить полученные навыки на местах. Так будет нарабатываться практика, а первые итоги авторы проекта надеются подвести в следующем году, на заседании республиканской Комиссии по делам несовершеннолетних, где отчитываются комиссии районные.

- В пилотном проекте идут только семь муниципальных образований, - напоминает Геннадий Сараев. – Это Петрозаводский городской округ и районы – Прионежский, Кондопожский, Пряжинский, Олонецкий, Суоярвский и Сортавальский. Мы посмотрим, какие вопросы были наиболее важны для слушателей. Потребность – она есть, особенно в районах.

Программа небольшая, всего 18 академических часов. И она, безусловно, должна и будет дорабатываться.    

- Мы договаривались, чтобы такая программа появилась в ПетрГУ и стала постоянно действующей - для возможности обучения специалистов, уже по заявке, - рассказывает омбудсмен. – И здесь уже можно говорить с муниципалитетами, чтобы они направляли своих специалистов на такое повышение квалификации.

Впрочем, на Карелии авторы проекта не зацикливаются: если дело пойдет, то карельский опыт может распространиться на всю страну. И тогда мы станем свидетелями непривычного зрелища: на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав будут вызывать не ребенка, а взрослых – родителей, педагогов, социальных работников. Потому что в любой сложной ситуации ребенок может рассматриваться только в роли жертвы. А значит, ему надо помогать. 

Детский омбудсмен Сараев объясняет принципы работы комиссии по делам несовершеннолетних

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру