"Лыжня Антикайнена": какой след оставил "Красный Тойво" в истории

В преддверии возрождения знаменитого в прошлом лыжного маршрута по Карелии мы вспоминаем, как он появился

Карельский губернатор Артур Парфенчиков предложил возродить туристический маршрут «Лыжня Антикайнена», а также учредить приз какого-нибудь СМИ для победителя этой гонки. «МК в Карелии» готова возродить старую традицию, о чем официально сообщила читателям. Но для начала следует вспомнить, что это за маршрут, как он появился, а потом возродился.

В преддверии возрождения знаменитого в прошлом лыжного маршрута по Карелии мы вспоминаем, как он появился
Лыжники отряда Тойво Антикайнена.

Имя из легенды

Тойво Антикайнен: что мы знаем об этом человеке, кроме улицы его имени? А во второй половине ХХ века об Антикайнене знал практически каждый житель республики и, прежде всего, молодежь. В первую очередь – как командира лыжного отряда "красных финнов", совершившего зимой 1922 года беспримерный 920-километровый марш-бросок от станции Масельгская до села Кимасозеро и разгромившего штаб "белофиннов".

В 1960-89 годах именем Антикайнена были названы уникальные в масштабах всего СССР массовые молодежные соревнования "Лыжня Антикайнена" и труднейшие - высшей, шестой категории сложности - турпоходы по снежной целине и незамерзающим болотам Карелии, пройти по которой считали за честь самые опытные "походники" страны.

Как финские "красногвардейцы" оказались в России

Антикайнен родился в 1898 году в городе Гельсингфорс (ныне Хельсинки) Великого княжества Финляндского в семье активистов рабочего движения. Маленький Тойво с восьми лет стал участвовать сначала в детских организациях левоцентристского толка, а в 17 лет вступил в Социал-демократическую рабочую партию Финляндии. К этому времени парень имел за плечами шесть классов школы, профессию шорника и сравнительно большой политический опыт.

Наступил 1918 год. Вслед за победой большевиков в России также вспыхивает революция в Финляндии и возникает двоевластие. Получившим от Ленина независимость государством пытаются управлять два сейма – парламента: "белый" и "красный". Антикайнен примыкает к проленинской группировке, в которую входят знакомые нам Куусинен, Гюллинг, Ровио. Они вводят 20-летнего Тойво в свое правительство и поручают ему создание "Красной гвардии" - боевых отрядов.

Но повоевать Тойво не удалось: германцы, уже проигрывая войну Антанте, нашли силы высадить десант в финских портах. Едва узнав об этом, лидеры "красного сейма" бежали в Петроград, прихватив содержимое Финляндского банка. За ними в Россию ушло, по разным данным, от 10 до 15 тысяч "красногвардейцев", в том числе и Тойво Антикайнен.

В Петрограде, пока бывшая, "красная" верхушка жила в роскоши на украденные деньги, рядовые бойцы революции голодали, в том числе и Антикайнен. Большевики тоже были не рады тысячам политэмигрантов, и значительную их часть были вынуждены отправить на Вологодчину. Но Тойво повезло: он остался в Питере и стал курсантом, а затем и одним из командиров Интернациональной военной школы. В ней, состоящей в основном из "красных финнов", учили военному делу и преданности мировой революции.

Курсанты, как и сам Антикайнен, уже в 1921 году показали себя во всей беспощадности к врагам пролетариата, утопив в крови восстание в Кронштадте. Кстати, комиссаром этой школы был и Отто Куусинен. Еще через год Антикайнен возглавил тот самый легендарный поход на Кимасозеро.

Рейд

Ситуация на территории Карелии складывалась сложная. В июне 1920 года в Петрозаводске была создана Карельская трудовая коммуна, чей 100-летний юбилей мы торжественно готовимся встретить. Но еще в марте на севере региона было учреждено антисоветское Северокарельское государство, или Ухтинская республика, со столицей в поселке Ухта (ныне Калевала).

Финский легион. 1918 год

Для братской помощи ухтинским сепаратистам в республику отправились многочисленные карельские сородичи, проживавшие в Стране Суоми, и финские добровольцы. В декабре армия карело-финских повстанцев насчитывали уже 5-6 тысяч человек и занимала значительную часть Карелии до линии Кестеньга–Паданы–Поросозеро.

Это грозило Москве потерей контроля над Кольским полуостровом, и в Карелию были посланы дополнительные части Красной армии, включая бойцов Интершколы. К началу января 1922 года они разбили основные силы противника, оставалось уничтожить локальные очаги сопротивления. Это и было поручено спецотряду Тойво Антикайнена. Судя по опубликованному в 1940 году в "Военно-историческом журнале" отчету о походе, изначально рейд отряда Антикайнена не имел определенной цели: его лыжники вышли на "свободную охоту", и только в ходе этой, по сути, диверсионной экспедиции "удалось выяснить, что главный штаб противника находился в Кимасозеро".

Читаем "Военно-исторический журнал": "7 января 1922 г. отряд численностью в 200 человек вышел со станции Масельгской. Каждый курсант получил винтовку, 200 патронов, мешок с необходимым продовольствием и снаряжением весом около 20 килограммов, и по две ручные гранаты. Все были одеты в валенки, меховые полушубки и белые балахоны для маскировки...

Стояли жестокие морозы, людей засыпало снегом. Первый этап до Падан – 60 км – прошли за сутки. Многие оказались не в состоянии двигаться дальше. Антикайнен предложил всем, кто не уверен в своих силах, остаться. Никто не остался. Пришлось командиру лично отбирать наиболее крепких и выносливых...

Тойво Антикайнен организовывал разведку, допрашивал пленных, заботился обо всех. Увлекаемые железной энергией и настойчивостью командира, бойцы неустанно продвигались вперед, уничтожая на пути неприятельские дозоры и небольшие отряды...

Главный штаб противника находился в Кимасозере. Утром 20 января лыжники неожиданно обрушились на белых. Стройными рядами, точно соблюдая дистанцию, неслись за командиром курсанты. Белофинны были смяты сокрушительным ударом. Выполняя приказ высшего командования, Антикайнен уничтожил все, что нельзя было взять с собой...

От Кимасозера отряд направился к деревне Конец-Остров: Антикайнен решил проложить дорогу для строевых частей Красной Армии. Он расставил пленных в шеренгу по четыре человека, за ними шли курсанты, за курсантами - отбитые у белых местные жители, потом — обоз с трофеями".

Суд и тюрьма

После разгрома Ухтинской республики, Антикайнен как сквозь землю провалился. Его имя прозвучало только в 1934 году, когда его арестовали в Финляндии, где он был одним из нелегальных лидеров компартии. Процесс длился три года. Буржуазный суд, как тогда писала советская пресса, приговорил "несгибаемого коммуниста к пожизненной каторге". И если верить финским историческим и источникам – было за что, о чем после.

В 1939 году началась советско-финляндская война. По ее итогам, кроме передачи финских территорий, Москва потребовала освободить Тойво Антикайнена и его сподвижника Адольфа Тайми (в 1947-1955 годах – председатель Верховного Совета Карело-Финской ССР). Легендарный герой вернулся в СССР, его избрали сначала депутатом Верховного Совета Карело-Финской ССР, а затем и в союзный парламент.

Но, похоже, перемены, произошедшие в стране за время нахождения в тюрьме, его не радовали: Тойво стал интересоваться судьбой своих исчезнувших товарищей, и его тут же "по настоянию врачей" тихо отправили "в бессрочный отпуск лечить нервы".

Антикайнен оказался вновь востребованным после того, как Финляндия вступила в войну против СССР. Его отправляют на Карельский фронт для организации диверсионной и пропагандистской работы. 4 октября 1941 года он вылетел из Беломорска в Архангельск, в окрестностях которого самолет разбился. Тойво Антикайнена скромно похоронили там же - на Кегострове, в дельте Северной Двины.

На Западе уже после войны появилась другая версия смерти "красного финна". Австрийская аристократка, по убеждениям коммунистка, графиня Рут фон Майенбург выпустила книгу воспоминаний о своей работе в Коминтерне. В ней она рассказала, что в 1941 году проживала в соседнем с Антикайненым номере московской гостиницы "Люкс". По словам графини, он "выпрыгнул из окна последнего этажа, когда "тайная полиция" (очевидно, НКВД) ломилась в его дверь".

В Финляндии к Антикакйнену было совсем другое отношение. Изначально при аресте 6 ноября 1934 года ему предъявили обвинение в государственной измене и использовании подложных документов. Многие представители мировой общественности сочли этот процесс политическим, и дело взял под контроль Международный Красный крест, который с помощью независимых экспертов следил за объективностью расследования.

И все же Окружной суд признал Антикайнена виновным и приговорил его к восьми годам тюрьмы. Затем состоялось заседание Высшего суда, на котором выступили свидетели, в том числе бывшие соратники Тойво по кимасозерскому походу, бежавшие из СССР. Они обвинили его в убийстве пленных и местных жителей. 12 мая 1937 года Антикайнен был приговорен к пожизненному заключению.

Советские историки долгое время отрицали вину "красного финна" в творимых им злодеяниях, но в 1974 году вышли воспоминания участника этого рейда, чекиста и писателя, Почетного гражданина Петрозаводска Тойво Вяхя. В них он признал, что сам по приказу Антикайнена убил ножом трех пленных...

Читайте по теме: "Рейд на Кимасозеро: как финны оценивают поход курсантов Антикайнена"

Кстати

В 1993 году Верховный совет Карелии утвердил герб республики, в центре которого изображен черный медведь. Точно такой же, как и на гербе «белобандитской» Ухтинской республики, только лишив его весури – карельского сучкоруба - в лапе и серебряной цепи под ногами. В 2013 году депутаты Калевальского Совета (бывшей Ухты) приняли как символ поселения сепаратистский герб практически без изменений. Такие вот парадоксы истории.

А маршрут, по которому прошел отряд Антикайнена, не был забыт…

Продолжение следует.

Автор благодарит сотрудников Национального музея РК Диану Проц и Михаила Данкова за помощь в подготовке материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру