Как в Финляндию переправили «застрявшего» в Карелии ребенка

Чтобы маленькая девочка отправилась к маме, пришлось подстегнуть руководителей страны

Семейная драма превратилась в приключенческий роман – с мировой угрозой, неразрешимой проблемой, защитником слабых, бесстрашными офицерами, и счастливым финалом. И даже с парой мудрых чиновников.

Чтобы маленькая девочка отправилась к маме, пришлось подстегнуть руководителей страны
Фото: Дмитрий Ананьин

Российская пресса немало писала о злоключениях людей с двойным гражданством, которым закрытие границ не позволяло выехать из России в страну постоянного проживания. Но в Карелии события приобрели наиболее драматическую окраску: к родителям в Финляндию не могла выехать маленькая девочка. Пока ей не помогли все, кто мог помочь.

...Екатерина Родионова уехала в Суоми в прошлом году – учиться. Сделать это может любой, кто выучит язык, сдаст экзамен и сможет обеспечить свое проживание в стране.

Читайте по теме: «Как россиянину поступить в финский колледж, и сколько это стоит»

Со временем Екатерина с мужем получили вид на жительство, но у маленькой дочки Кристины пока была лишь истекающая туристическая виза. Ввозить в Финляндию ее было уже нельзя и, пока готовилось разрешение, девочка жила у бабушки в Сортавала. Так и получилось, что к моменту, когда грохнула пандемия, родители уже месяц жили по одну сторону границы, а ребенок – по другую.

Самое обидное, что разрешение для малышки пришло через неделю после того, как 18 марта в ноль часов Финляндия опустила пограничные шлагбаумы… Екатерина буквально не находила себе места, очень переживала. Естественно, было сделано все, чтобы забрать маленькую Кристину. В начале апреля родители из-за границы обратились к карельскому Уполномоченному по правам ребенка Геннадию Сараеву.

Геннадий Сараев

Как рассказывает молодая мама, омбудсмен перезвонил ей на следующий же день, и все остальное время он был постоянно на связи – в режиме 24/7. Но возможности Уполномоченного, обратившегося за содействием во все возможные инстанции, разбивались о правовой барьер: границы закрыты, Россия не выпускает никого, кроме дипломатов.

И вот 29 апреля российский премьер Мишустин подписал постановление, разрешающее покинуть страну россиянам, имеющим право проживать за границей. Тем же вечером Сараев сообщил об этом Екатерине. Утром они договорились, что семья будет на границе в этот же день. 30 апреля в 17.30 обе женщины и девочка уже были на пограничных пунктах: Кристина с бабушкой – в Вяртсиля, Екатерина – в Ниирала.

Как рассказывает молодая женщина, она не представляла себе, как будет объяснять финским пограничникам, зачем приехала. Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что они полностью в курсе происходящего.

Но оставалась главная проблема. Кристине всего 2 года и 8 месяцев, и пересечь границу самостоятельно она не могла. Бабушка по-прежнему не имела права покидать территорию РФ, а Екатерина не смогла бы вернуться в Суоми…

В результате события развивались, как в шпионском триллере. С той разницей, что спецслужбы обеих стран не только не препятствовали происходящему, но и всячески этому способствовали.

Екатерина на своей машине - под присмотром финских пограничников, но без штампа о выезде за пределы Суоми - подъехала к российскому паспортному контролю. При этом юридически она оставалась на нейтральной территории. Российские «зеленые фуражки» проверили все необходимые документы – и провели девочку к маме.

- У меня в жизни было два самых счастливых момента, - признается Екатерина. – Когда я ее родила, и когда русские пограничники передали ее мне на пропускном пункте Вяртсиля…

Впервые за два месяца взявшая свою дочку на руки мама не смогла сдержать слез. И уверяет, что присутствовавшие при этом сотрудницы погранслужбы тоже были недалеки от того, чтобы заплакать прямо на рабочем месте.

Дальше все было просто: в сопровождении финских пограничников мама с дочкой пересекли границы Евросоюза, выслушали инструктаж по 14-дневному карантину, и отправились домой.

Первое селфи после воссоединения: мама, дочка и печенька. Фото Екатерины Родионовой

…Но на самом деле все было далеко не так просто. Об этом рассказывает Геннадий Сараев – впрочем, не особо вдаваясь в подробности.

Переговоры о воссоединении семьи Родионовых действительно шли весь апрель. Причем на федеральном уровне. То есть, поначалу омбудсмен обратился в карельское Погрануправление с просьбой о содействии в переправке ребенка. Ответ был неутешительным: постановление правительства не предусматривает исключений.

Тогда Сараев направил письмо Уполномоченному по правам ребенка в РФ, в котором изложил суть проблемы и аргументировал необходимость перемен.

К этому времени накопилось уже достаточно похожих историй по всей стране. Омбудсмены вышли в правительство РФ с инициативой: разрешить однократное пересечение границы тем россиянам, кто постоянно проживает за рубежом. В рекордно короткие сроки – 12 дней – соответствующее постановление было подготовлено и подписано российским премьером, причем распространилось на всех, а не только на несовершеннолетних. Так что все те, кто после месячного сидения в России смогли вернуться в страны постоянного проживания, должны поблагодарить за это российского детского омбудсмена Анну Кузнецову. 

Анна Кузнецова. Фото deti.gov.ru

Пока документ проходил все согласования, в Карелии готовили практическую реализацию плана. Переговоры велись непрерывно. В них участвовал наш детский омбудсмен, руководство республиканского Погрануправления, представители пограничной службы Суоми, дипломаты… Огромную роль, по словам Геннадия Александровича, сыграло отделение Генерального консульства Финляндии в Петрозаводске и лично консул Йоханнес Пуукки. 

Йоханнес Пуукки. Фото консульства Финляндии в Петрозаводске

Консул взял на себя всю подготовку процедуры со стороны своего государства – именно поэтому Екатерину уже ждали на пункте пропуска Нирала. При этом напомним: Родионовы – российские граждане, в Финляндии они только на время учебы.

По большому счету, к моменту подписания российским премьером нужного постановления операция «Младенец в люльке» (название наше – ред.) совместными усилиями была полностью подготовлена. И когда документ был опубликован, Сараеву оставалось только позвонить Родионовым.

...Екатерина очень просила нас передать карельскому детскому омбудсмену слова благодарности от ее семьи. Но мы считаем, что никто не сделает это лучше ее самой. Просто приведем текст sms-сообщения, которое она отправила Геннадию Сараеву на следующий день после воссоединения с дочкой.

Читайте далее: "Рожденного суррогатной матерью ребенка переправили из Карелии родителям в Китай"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру