В опубликованном недавно очерке «Как руководители СССР «спаивали» костомукшских пионеров» автор рассказал, что детей для встречи высокого московского гостя в 1985 году везли на Икарусе, который специально пригнали в город горняков. И упомянул, что недавно обнаружил такой в Сегеже, на местном ЦБК. Как 30-летний автобус остается действующей единицей автопарка, нам рассказали в пресс-службе компании Segezha Group, входящей в АФК «Система».
Оказывается, таких автобусов на предприятии два, они стоят в автотранспортном цехе Сегежского ЦБК. Оба были приобретены в 1991 году. Несмотря на свой возраст, техника ежегодно успешно проходила технический осмотр. «Качество венгерского автопрома на высоте», - подтверждают в цехе.
Напомним, что это были первые в стране "высокопольные" автобусы - багаж можно было разместить в специальных отделениях под полом, что сейчас для нас - обыденность. Как и система индивидуальной вентиляции и подсветки, что в Икарусе также имелось.
В задней части машины по штату располагался холодильник.
Кроме того, салон был оборудован "самолетными" удобными креслами с откидывающимися спинками и подлокотниками.
Эти красавцы, служившие в СССР «люксовым» вариантом междугородних и международных перевозок, использовались для доставки работников ЦБК на рабочие смены.
Активно работников возили на экскурсии и концерты. На автобусах доставляли детей в пионерские лагеря, трудовые коллективы выезжали в места отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения. Обеспечивали Икарусы доставку на многочисленные спортивные соревнования.
«Автобусы эксплуатировались постоянно, и были надежнее, чем многие новинки сегодняшнего авторынка», - утверждают механики и автослесари комбината. Ремонтно-сервисные службы без особых проблем продлевали срок их эксплуатации.
Но годы берут свое, а главное - прекращен выпуск этого типа автобусов. Соответственно, в связи с дефицитом запасных частей затруднен ремонт. Последний раз один из автобусов использовался в июле прошлого года для доставки людей на мероприятие, посвященное 80-летию Сегежского ЦБК.
Читайте по теме: "Новый проект Сегежского ЦБК должен изменить жизнь города"
Именно там и запечатлел его журналист «МК в Карелии». А в ближайшее время техника будет списана и подготовлена к промышленной утилизации. Хотя по справедливости место ей - в музее...
Между тем легендарный «Икарус», прошедший через ряд реструктуризаций, продаж, остановок производства и банкротств, в 2019 году представил новые электрические автобусы для городских передвижений.