Дом длиной в квартал
В конце 40-х годов проспект Ленина, поднимающийся от набережной Онего, завершался банальным пустырем, который власти нарекли площадью Антикайнена.
Но уж слишком непрезентабельной была эта площадь с конечной автобусной остановкой, располагавшаяся на перекрестке с современной улицей Антикайнена. А она могла бы стать одним из центров Петрозаводска.
Дело в том, что в разное время здесь предполагалось строительство Дома советов, потом - дополнительно для чиновников - второго здания Дома министров республики. Но в 1951 году в газете "Красное знамя" появляется заметка, в которой говорится, что правительство республики "приняло решение о строительстве в Петрозаводске 100-квартирного жилого дома. Здание будет расположено на площади Антикайнена между улицами Гористой (Антикайнена - авт) и Герцена. Фасад центральной части здания, состоящего из 7 этажей, будет обращен к кинотеатру "Победа". Крылья здания будут иметь по 4 этажа. Дом на площади Антикайнена будет самым большим домом в городе. Длина его по фасаду — 200 метров. Здание будет оборудовано подъемными лифтами".
Как вы и сами знаете, сооружение не поднялось выше пяти этажей, и лифтов в него не поставили, но оно не испортило этим облик проспекта. В нем на первом этаже размещались самые разные магазины, начиная от "Елочки" (теперь "Ткани"), "Ювелирторга" и парикмахерской до самого запомнившегося мне гастронома. В нем был первый в городе отдел самообслуживания - хлебный.
Дело в том, что купить остальные продукты можно было через прилавок, а тут - сам выбираешь, потрогав предварительно булку длинным инструментом. Не вилкой, а нечто вроде ложки, привязанной бечевкой к прилавку. Но я также помню, как наши матери с детьми часами стояли в этом гастрономе в начале 60-х - хрущевского хлебного кризиса - за белыми (точнее серыми) батонами, которые продавались по одной штуке в руки.
И вот какая странность: без прессы, тем более соцсетей, которых и в помине не было, магазин тут же окрестили "стодевятнаднадцатиквартирный гастроном" - это был самый длинный топоним в истории Петрозаводска. А потом его ужали до "Стодевятнадцатого", имея в виду и магазин, и сам дом.
От финского к "нижегородскому"
Даже в начале 60-х годов центральная часть проспекта Ленина выглядела в отдельных местах совершенно непрезентабельно. На его правой стороне имелись приличные здания - Дом правительства, следующие за ним жилые дома, где размещался магазин "Подарки" (в нем я покупал маме на 8 марта всякую мелочевку), следом - длинное здание с не менее длинным названием торгового учреждения: "Музыка Радио Фото Игрушки" (здесь приобрел свой первый фотоаппарат "Смена-8" и покупал пластинки Муслима Магомаева и Катарины Валенте). Но напротив - до пересечения с улицей Дзержинского - проспект "украшали" деревянные или частично поддержанные камнем сооружения.
Власть долгое время не решалась приступить к их сносу, но после того, как сгорел стоявший там двухэтажный дом (главная версия: жильцы этой "Вороньей слободки " сами ее подожгли от безысходности бытия), остальные домишки тоже пошли под бульдозер. Однако освобожденный от строений и разровненный пустырь еще много лет служил как место новогодних гуляний, где устанавливали большую настоящую елку.
Читайте по теме: "Как украшали Петрозаводск в середине 1980-х"
И на нем вольницу получили только народившиеся кооператоры, установившие вдоль тротуара обшарпанные ларьки, зато с красивыми иностранными названиями.
Апофеозом этого "благоустройства" стал шалман "Гамбург", который с хохотом фотографировали немецкие туристы. Только в 2012 году на этом убогом месте открыли торгово-развлекательный центр.
Часть расположенных ниже улицы Дзержинского кирпичных зданий были построены до еще до войны. Названия их и сегодня помнят старожилы: Дом специалистов, Дом пограничников...
Они имели водопровод, появившийся в городе в 1935 году, и персональные кочегарки в каждом здании. Их квадратные кирпичные дымовые трубы были "прилеплены" к стенам этих знаний. Мой знакомый, пробив стенку, использовал это соседство для сооружения настоящего дровяного камина в своей квартире.
Из этих зданий мне с детства запомнился дом №7, в котором тогда располагался магазин "Рыба Мясо Kala Liha". Во-первых, в нем одно время жили мои родители и семья Роберта Рождественского, с которыми они дружили. А во-вторых, учитывая наследие Карело-Финской ССР, согласно которому все названия в республике еще дублировались на финском языке, мы на этих "Kala Liha" его изучали. И "без "гугла" знали, что парикмахерская будет parturi, универмаг - tavaratalo, а паспорт - passi.
Сегодняшние бизнесмены, похоже, вообще не знают иностранных языков, и в рекламе на наших улицах можно увидеть намалеванные на кириллице "травел", "амор" или "групп". "Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским" - воскликнул Александр Грибоедов в бессметной комедии "Горе от ума". Но это уже другая история проспекта Ленина.
Первый "Гайд-парк"
С восьмидесятых годов проспект Ленина стал еще и местом политико-экономических выступлений трудящихся. Еще не было официальных мест нынешних проявлений волеизъявления отдельных групп граждан. Как и понятия "несанкционированная акция": петрозаводчане выходили выражать свое мнение сами по мере необходимости. Расскажем о двух таких событиях.
В 1989 году журналисты республиканской газеты "Комсомолец", по примеру редакций других "молодежек" страны, решили избавиться от своего учредителя - обкома ВЛКСМ. Они обратились к читателям (тираж тогда составлял фантастическую цифру - 53 тысячи экземпляров) за поддержкой и получили ее. Но "верный помощник партии" не хотел лишаться своего рупора, и тогда журналисты решили организовать сбор подписей "за свободу "Комсомольца" у простых горожан на ступеньках Дома правительства.
Милиция не препятствовала акции, лишь вежливо попросив не мешать проходу чиновников, и мы переместились чуть ближе к гостинице "Северная".
Люди охотно ставили свои автографы. Были и те, кто считал комсомол правым, но все происходило мирно на уровне диспута. Но в итоге, несмотря на мощную поддержку читателей, включающую даже массовую сдачу в обком комсомольских билетов, редакция не смогла получить независимость, и ее команда с 1 января 1990 года уволилась.
А через год ВЛКСМ сам "приказал долго жить". До сих пор обидно за столь популярную газету…
В 1995 году уже сами горожане, возмущенные задержками зарплат и пенсий, пришли к Дому правительства.
Людей было так много, что они невольно перекрыли движение транспорта по проспекту. И на этот раз, несмотря на захлестывающие эмоции, милиция не кидала протестующих в автозаки и не пинала женщин в живот, а те не бросали в стражей порядка урны или снежки…
Впрочем, кто знает, что еще предстоит увидеть проспекту Ленина, привратившемуся за 100 лет из окраинной Святонаволоцкой улицы в центральную и красивейшую мангистраль карельской столицы?
Использованы фото Национального архива РК, паблика "Весь Петрозаводск ВК", личного архива автора.