Как пленные немки работали и умирали в карельском Падозере

Рассказ жителя поселка Чална Леонида Дуденкова, бывшего свидетелем событий

Мы уже рассказали об одной из наименее изученных страниц истории нашего края - как жили в послевоенной Карелии тысячи пленных и интернированных немцев. Сегодня речь пойдет о самом необычном лагере: женском. Его историю описал в своей книге «Интернированная юность» первый карельский правозащитник Иван Чухин.

Рассказ жителя поселка Чална Леонида Дуденкова, бывшего свидетелем событий
Фото homad.ru

Леонид, по-немецки Лео

«В апреле 1945-го привезли немецких женщин и девушек на станцию Падозеро - в товарных вагонах», - рассказывает Леонид Дуденков, местный житель. – «Они были в очень плачевном состоянии: слабы от истощения. Почему? Я не знаю: или долго они были в дороге, или их плохо кормили, или они были ослаблены на своей территории - тоже ведь не питались, как хотели...

Я был молодым парнишкой, во время войны ранен, кончил курсы мастеров дорожных работ. Поскольку среди немок имелось много подростков и пожилых женщин, физически слабых для работы в лесу, их направили в отдельную бригаду на строительство дорог. Тяжелая работа - корчевка пней. Они же ничего в этом не понимали, и я, как более практичный человек, показывал им, как нужно обрубать корни. Но мне самому-то было 17 лет, поэтому и особых знаний и сил не было.

Относились к ним неплохо. Это было видно потому, что на работу они шли с песнями. Когда человек молодой, то ему и жить хочется, и весело. Помню, пели "Марьянку" - я запомнил: "блонде харе зибцен яре..." Даже гимн "Дойчланд, юбер аллес..." - свободно, никто не запрещал…

(Стоит заметить, что Marianna (Siebzehn Jahre, goldblonde Haare) - народная немецкая песня, а Deutschland uber alles и сегодня является официальным гимном Германии, в котором говорится о том, что действительно превыше всего: "немецкие женщины, немецкая верность, немецкое вино и немецкая песня" - авт).

Пленных охраняли не очень строго, лишь проволока в три ряда на кольях, свободно можно было пройти. Некуда было бежать… Куда там? Кругом тайга.

Один из лагерных бараков в Падозере

В первые месяцы - в апреле-мае - они болели и многие умерли... Рыли общую яму, досок на гробы не было... Потом уже стали делать гробы, отвели новый участок под кладбище и хоронили по всем правилам: каждого отдельно. Над могилой ставили шток с табличкой и надписью: номер, фамилия, имя... Но я не считаю, что лагерь был причиной смерти. Они действительно прибыли к нам обессиленные, больные и очень слабые. В июле-августе немки стали свободно выходить из зоны в лес за ягодами и грибами...

Работали они хорошо. Если даешь им задание, то относились очень честно к работе. Все сделают, как положено, и я был доволен. Если было трудно, то они звали меня: "Лео, иди сюда..."

В лагерной лавке

"Закрыть за нерентабельностью"

И все-таки подневольный труд интернированных оказался абсолютно неэффективным. В падозерском отделении лагеря за июль выработка у интернированных немок составила менее шести рублей на человека в день, что превысило затраты на их содержание. Лагерь решено было расформировать.

Олимпиада Суслова, жительница Петрозаводска рассказала: "В конце лета (1945 года) подростки, пожилые женщины и больные были отправлены по железной дороге в солдатских теплушках на родину. Я сама сопровождала эту группу немок. На дорогу им выделили вагон с продуктами и полевую кухню. Женщин привезли в город Франкфурт-на-Одере, где передали местным властям. Они так рады были возвращению..."

К сентябрю 1945 года в Падозере осталось 194 интернированных, из них 94 женщины. 25 сентября НКВД СССР издало секретный приказ о "ликвидации петрозаводского лагеря НКВД №517 для арестованных немцев". 76 человек были направлены в лагерь интернированных в Кандалакше, 59 человек вывезены на родину, остальные - мужчины - в 120-й петрозаводский лагерь военнопленных.

"Последняя могила на падозерском кладбище появилась 10 октября 1945 года. В ней похоронен Густав Готлински, 59 лет - 181-й по счету покойник в этом отделении, и 522-й умерший в 517-м лагере за полгода", - заканчивает свое повествование Иван Иванович Чухин.

Реквием ушедшим

По официальным данным, в СССР после войны умерло около 66,5 тысячи интернированных граждан западной Европы. В Карелии, согласно местным источникам, их было по меньшей мере 1036 человек, но, возможно, гораздо больше. Их хоронили либо на территории лагерей, либо по месту работ, реже - на местных кладбищах.

В Петрозаводске одно из захоронений, по некоторым данным, находилось неподалеку от завода "Авангард", где, похоже, и был упокоен немец, которому мой приятель Толя сбросил на голову кирпич. Единственное же сохранившееся захоронение военнопленных находится на кладбище в Песках.

Мемориал немецких военнопленных в Песках

В середине 90-х годов волонтеры Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями выполнили работы по благоустройству кладбища своих соотечественников в Песках, а заодно и почтили память жертв Холокоста, приведя в порядок территорию еврейских захоронений на Неглинском кладбище. С тех пор у нас благоустройством этих территорий занимаются от случая к случаю.

…11 мая 1997 года Иван Чухин, 1948 года рождения - политический деятель, депутат Верховного совета РСФСР, депутат Государственной думы РФ первого созыва, историк и литератор - погиб. В современных СМИ указывается, что в результате автокатастрофы. Это не совсем так. У Ивана Ивановича остановилось сердце во время поездки, но водитель в последний момент своей жизни повернул руль вправо, чтобы избежать столкновения со встречной машиной и, погасив скорость, воткнул свою машину в опору освещения...

Иван Чухин. Фото 10.мвд.рф

Редакция благодарит сотрудника Национального архива РК Ирину Петухову за помощь в подготовке материала/

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру