Как и где воевали пушки Чарльза Гаскойна

1 августа исполнилось 215 лет со дня смерти великого шотландско-карельского оружейника

Мы уже рассказали, почему российская императрица пригласила в Россию иноземца Гаскойна: теперь о том, какую пользу он принес стране.

1 августа исполнилось 215 лет со дня смерти великого шотландско-карельского оружейника
Пушки Александровского завода в финской Котке. Фото commons.wikimedia.org

Спустя 16 лет работы в Петрозаводске , в 1794 году, по распоряжению правительства инженер отбывает строить в Луганске литейный завод, но связь с Олонецкой губернией не потерял. Для нового предприятия наш Александровский завод изготовил до десяти тысяч пудов различных чугунных и железных деталей машин.

В 1805 году изрядно обрусевший Карл Карлович Гаскойн заболел, уехал в Санкт-Петербург, где скончался 1 августа 1806 года. Согласно завещанию, тело его было перевезено в Петрозаводск и похоронено на немецком кладбище, располагавшемся в районе современных улиц Волховской и Коммунистов, вблизи Крестовоздвиженского собора. Коммунисты и сравняли его могилу с землей в 30-х годах прошлого века...

Читайте по теме: «Петрозаводский учитель нашел могилу Чарльза Гаскойна»

Незнаменитая война со шведами

Сегодня туристы из Карелии, путешествующие по всему миру, не без гордости сообщают, что видели петрозаводские орудия во многих странах Европы и Америки, и даже в Австралии. Хотя гордиться тут нечем. Эти стволы, красующиеся на постаментах, в основном символы поражения российского оружия в Крымской войне с англо-французско-османской коалицией 1853 - 1856 годов. В результате этой кампании, по некоторым данным, у русской армии и флота в качестве трофеев было захвачено более 3800 пушек, оборонявших полуостров.

В государствах Скандинавского полуострова тоже есть такие трофеи - времен шведско-российских войн XVIII века. Вот и в финском городе Котка есть ресторан "Форт Елизавета" (Fort Elisabeth), популярный у наших соотечественников, восхищающихся не только его кухней, но и старинными пушками, украшающими это заведение. Но мало кто знает, что эти орудия были отлиты на Александровском заводе и достойно воевали на гребном фрегате "Святой Николай". Об истории этих орудий и последнем бое русского корабля рассказывает Михаил Данков:

- Начнем с того, что эти события связаны с "незнаменитой" войной на Балтике, которую в 1788 - 1790 годах вела против Екатерины II шведская корона. Юный король Густав III, мечтавший о славе своего великого предшественника Карла XII, вознамерился вернуть земли, утраченные в петровское время по Ништадтскому договору.

Густав III

Условия для атаки были обнадеживающие: Екатерина II вела тяжелую войну с Оттоманской Портой, и, казалось, у нее уже не было сил на защиту балтийских земель.

В мае шведская эскадра начала операции на Балтике. Но попытка взять штурмом русскую крепость Нейшлот не удалась, а ответ ее коменданта-инвалида, майора Кузьмина, на требование короля сдать цитадель, вошел в бессмертие: "Я без руки, не могу отворить ворота. Пусть его величество сам потрудится".

Неудачно складывался и "блицкриг" шведов на море. В августе 1889 года российская эскадра вице-адмирала Нассау-Зигена (гессенского принца на русской службе) нанесла королевскому флоту поражение у береговой крепости Роченсальм (район современной Котки), где шведы потеряли 39 кораблей, а адмиральское судно попало в плен. На следующий год 3июля эскадры встретились в Выборгском заливе, где скандинавов ждала почти что катастрофа: русские уничтожили 67 кораблей, остальные, избитые ядрами, скрылись в Свеаборге.

Но фортуна на войне изменчива, и уже через несколько дней, 9 июля 1790, года произошло второе сражение у Роченсальма, в результате которого теперь уже скандинавы разгромили русский флот. Предвидя подход наших кораблей к крепости, они сумели в кратчайший срок установить в шхерах береговую артиллерию, перекрыть главный фарватер затопленными брандерами и расставить в выгодных местах на якорях хорошо вооруженные, готовые к абордажу галеры. Перед началом сражения у шведов было 295 боевых судов, у русских - 173. Каждая сторона имела по тысяче орудий.

Русский моряки, ночью оказавшись у входа в залив, рвались в бой, желая подарить победу государыне в день 28-летней годовщины ее восшествия на престол. Однако любимец Екатерины II принц Нассау-Зиген отложил атаку на утро. Но оно началось с прижимного к берегу ветра, который быстро перерос в шторм. Ветер безжалостно нес русские корабли к скалам и губительным вражеским батареям. Вдобавок гребные галеры шведов успешно атаковали русские корабли, мешая им маневрировать.

Роченсальмское сражение

Боевые действия завершились в 11 часов вечера, и их итог оказался ужасным: погибло 52 корабля русской флотилии, много судов выбросило на камни, остальные подожгли свои же моряки. Часть кораблей оказалось в плену.

"Я покажу, как следует погибать!"

В этом сражении погиб и гребной фрегат "Святой Николай", которым командовал капитан Марчелл, англичанин, принятый на русскую службу в 1789 году. По воспоминаниям уцелевших моряков, он в критической ситуации закричал: "Мне не довелось подать вам пример, как должно побеждать, так я покажу, как следует погибать!" . В архиве ВМФ России сохранился отчет Пьера Гарриса, премьер-лейтенанта фрегата: "После боя продолжительностью 9 часов кряду судно пошло ко дну; капитан Марчелл сломал три шпаги в руке и был трижды ранен, после того сражен неприятельской пулей, утонул со знаменем в руке..."

Офицер сообщает, что из 400 человек экипажа только "двадцать три имели счастье быть спасенными". Им удалось доплыть до другого русского фрегата, но вскоре тот, потеряв управление рулем, был вынужден спустить флаг и сдаться...

После победы шведы разместили трофейные корабельные флаги и гюйсы в Большой кирхе (Storkyrkan) Стокгольма . Эти реликвии и ныне экспонируются в Музее армии (Armemuseum, Stockholm, Sweden). А вице-адмирал Нассау-Зиген после "конфузии" с честью отказался от всех русских наград, и потребовал провести в его отношении персональное расследование. Однако государыня посчитала иначе и произвела верного России гессенского принца в полные адмиралы, определив главным командиром гребного флота империи.

Уже 3 августа 1790 года король Густав III попросил у "сестры и кузины" Екатерины мира, а она в ответ со снисходительным лукавством сильнейшего назвала венценосного визави "маленьким бедным героем".

Петрозаводские пушки в финском ресторане

Вернемся к судьбе гребного фрегата "Святой Николай" и его пушкам. В 1948 году во время расчистки фарватера Большого Роченсальмского залива на глубине 16-17 метров, был обнаружен полуразрушенный корпус старинного военного парусника. Занесенный донным илом 42-х метровый корабль находился на морском дне без мачт, с плохо уцелевшими палубными надстройками, весельными и пушечными портами. При исследовании останков судна аквалангисты обнаружили 26 артиллерийских орудий неизвестного производства.

Только в 1960 году археологический комитет Финской ассоциации водолазов начал планомерное изучение памятника морской истории. В результате дайверам удалось поднять с места гибели судна более тысячи самых различных предметов, которые ныне хранятся в фондах государственного Морского музея в Хельсинки и музея Кюменлааксо в Котке. Среди них огнестрельное и холодное оружие, штурманские инструменты, бронзовые иконки-складни, нательные крестики, фарфоровая и стеклянная посуда, даже инструменты сапожника - все, чем в обиходе пользовались моряки.

Утварь с фрегата "Св. Николай"

Благодаря этим предметам удалось установить принадлежность корабля к русскому флоту и его название - "Святой Николай". Однако долгое время считалась, что судно откосится к классу галер. И вот что интересно: о находке российские ученые узнали лишь в 80-х годы прошлого века, и только им удалось установить, что это - гребной фрегат.

Водолазы подняли со дна и 18 орудий: от 6-фунтового до 18 фунтового калибров 96 и 136 мм соответственно. Все они были размещены на острове Варисаари близ Котки - в комплексе летнего ресторана "Fort Elisabeth".

Судя по всему, изначально стволы серьезно не изучались специалистами. Только в начале XXI века на казенной части двух 18-фунтовых стволов были обнаружены важные для нас рубленные зубилом монограммы. Они представляют собой еле читаемые надписи: "А... А.. ЗАВО...".

"Граффити" на пушке Гаскойна

И хотя для полной расшифровки текста потребуются дальнейшие исследования, уже сейчас можно уверенно полагать, что полностью эта надпись читается как "АлексАндровский ЗАВОд".

На этих стволах есть и еще "графити": на одном загадочные цифры 3 и 28, на другой более понятная надпись "...с 124. п... 30 ф..." - скорее всего, вес орудия в пудах и фунтах, указанный для удобства его перевозки. Это открытие интересно тем, что ранее современным исследователям не было известно о подобных монограммах-насечках, сделанных безвестным мастером, ни на продукции Александровского завода, ни иных оружейных предприятиях России и Европы.

В 1975 году была открыта еще одна страница в истории фрегата "Святой Николай". Во время очередных погружений финские аквалангисты обнаружили в полуразрушенном корпусе корабля чудом сохранившиеся останки русских моряков и подняли их на поверхность. Вскоре на старинном кладбище, у православной церкви Святого Николая в центре города Котка, состоялось торжественное захоронение праха матросов и офицеров.

Надгробие моряков фрегата "Св. Николай" на православном кладбище в Котке

- А в 1990 году на острове Варисаари, недалеко от "Fort Elisabeth", где хранятся пушки Александровского завода, король Швеции Карл XVI Густав и королева Сильвия торжественно открыли обелиск в память воинов-моряков, погибших в 1790 году в Роченсальмской баталии, - закончил свой рассказ Михаил Данков.

Окончание следует.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру