Что отрезали от известной фразы Суворова «Петрозаводск знаменит!»

Историю карельской столицы делали люди, чьи имена только начали возвращаться потомкам

"Петрозаводск знаменит!": эти слова генералиссимуса Александра Суворова еще с советских времен были так растиражированы, что, кажется, даже сейчас их знает каждый карельский школьник. Но это - лишь часть цитаты Александра Васильевича, побывавшего в 1791 году с инспекцией на Александровском заводе.

Историю карельской столицы делали люди, чьи имена только начали возвращаться потомкам
Бюст автора знаменитой фразы Александра Суворова установлен возле карельского военкомата. Фото Алексея Вострякова/13vainamoinen.livejournal.com

Визит полководца был стремителен, как его воинские атаки: без уведомления о прибытии. А СМИ - в нашем понимании - тогда еще в Петрозаводске не существовало, поэтому приезд полководца был описан только спустя почти полвека.

Автор - тогда молодой студент, племянник олонецкого губернатора Василий Дашков, будущий ученый-этнограф и директор Московского этнографического и Румянцевского музеев. В 1836-40 годах он гостил у дяди и собирал материал для будущей научной статьи. Она вышла год спустя под названием "Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях". В этом труде Василий Дашков рассказывает со слов очевидцев о реакции Суворова на образцы оружия, показанного ему на заводе: " "Помилуй Бог, как хорошо! Помилуй Бог, какой славный гостинец шведам!"

Эти восторженные описания можно было бы отнести к легендам, которыми за полста лет мог обрасти визит. Но студент нашел и подтверждающий документ: копию донесения Суворова императрице Екатерине II по возвращении его в Петербург, которая хранилось "в записках пушечного Александровского завода". В нем говориться: "Слава наместнику! Гаскойн велик. Составные его лафеты отнюдь не подозрительны. Петрозаводск знаменит..."

В советский период имена наместника - губернатора Тимофея Тутолмина, многое сделавшего для развития нашего края, и шотландского оружейника Чарльза Гаскойна - из этой фразы были просто выброшены. Да и сегодня ее целиком редко встретишь.

Читайте по теме: "Как здания на Круглой площади Петрозаводска переходили из рук в руки"

А лафеты, о которых говорил Суворов, были изобретением самого инженера. В то время в русской крепостной артиллерии использовались деревянные лафеты. Гаскойн предложил отливать их из чугуна - выгоднее и надежнее. Как позднее писал сам шотландец, лафеты были "совершенно одобрены покойным князем италийским графом Суворовым-Рымниковым". Поэтому для нужд крепостей их отлили уже в следующем, 1792 году - 159 штук.

Кстати, часть лафетов отправилась в уже на знакомое читателю местечко - Роченсальм, где Екатерина после заключения мира с Густавом III, повелела построить новую крепость. Такие вот хитросплетения Истории.

Автор благодарит карельского историка Михаила Данкова за помощь в подготовке материала.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру