Как помочь ребенку в кризисе: в Карелии создана специальная служба

Проект Карельского фонда развития образования перешел в практическую фазу

При детском омбудсмене Карелии начал работу первый в республике Центр кризисной помощи детям и семьям с детьми. Это оказалось возможным благодаря масштабному проекту, частью которого стал недавний форум "Вместе на помощь семье".

Проект Карельского фонда развития образования перешел в практическую фазу
Иногда ни ребенок, ни родители, ни педагоги не знают, как можно выйти из сложившейся ситуации, и им требуется помощь специалистов.

В начале октября в Петрозаводске состоялся форум, посвященный одной из главных проблем детства в Карелии: отсутствию специализированной службы помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в кризисной ситуации.

Форум "Вместе на помощь семье" оказался одним из главных событий масштабного проекта, над которым работает сейчас Карельский фонд развития образования (КФРО): создание модели единого центра, в котором могут получить помощь как сами дети, так и члены их семьей, а так же специалисты, работающие с детьми. Мероприятие можно считать точкой отсчета, когда проект из теоретической фазы перешел в практическую.

В общереспубликанском собрании приняли участие педагоги, психологи, сотрудники Комиссий по делам несовершеннолетних, государственные и муниципальные чиновники. Организаторы мероприятия – КФРО и офис карельского Уполномоченного по правам ребенка – ставили перед собой целью разработать единую стратегию помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, и его семье. А также научить специалистов, которые работают с такими детьми, действовать в рамках этой стратегии.

Участие в форуме приняли педагоги, психологи, представители власти.

"Специалисты в первую очередь должны были понять, что такое кризис и с какими его видами приходится сталкиваться несовершеннолетним", - объясняет детский омбудсмен Геннадий Сараев. – "Ребенок сегодня находится в трех "измерениях": в семье, в образовательном учреждении, и в интернете. И в каждом из этих измерений имеются свои кризисные ситуации.

Во-вторых, мы структурировали перечень ресурсов, которые сегодня можно использовать в помощи семье, оказавшейся в непростой ситуации: это организации, оказывающие определенные услуги и куда можно обратиться".

По словам омбудсмена, каждый раз, когда мы говорим о кризисе, мы должны установить его причины и найти пути выхода из него. Но люди, которые сегодня работают с такими детьми и с такими семьями, зачастую настолько "вработаны" в подобные ситуации, что иногда не воспринимают их как кризис. Для них это уже обыденность, норма.

Геннадий Сараев. Фото службы карельского Уполномоченного по правам ребенка.

"Изъятие ребенка из семьи и помещение его в приют – это кризис для него и для семьи", - приводит пример Сараев. – "Но для учреждения и службы опеки это рутина. Решения Комиссий по делам несовершеннолетних, которые каждый раз рассматривают историю ребенка с точки зрения совершенного действия, а не с точки зрения кризиса, приведшего к этому действию, тоже говорят о "замыленном глазе". И сегодня мы говорим: если ребенок оказался на заседании Комиссии – значит, он оказался в кризисной ситуации, и ему надо помогать, а не наказывать".

Отдельной проблемой остаются чиновники, от которых зависит принятие тех или иных мер, но которые далеко не всегда понимают, с чем работает специалист – педагог, психолог, конфликтолог. Это связано с определенной дистанцией между теми, кто непосредственно оказывает услуги, и теми, кто управляет организациями, услуги предоставляющими.

"Простой пример: в Карелии сегодня нет ни одного центра помощи детям, которые оказались в кризисной ситуации", - говорит Сараев. – "Есть Центры для женщин, есть для сирот, есть для инвалидов, есть для малоимущих... Но здоровому ребенку из благополучной семьи, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации (развод родителей, смерть близкого человека, даже пандемия) обратиться фактически не к кому".

Читайте по теме: "В Карелии подростки жалуются на психологические проблемы из-за коронавируса"

Форум показал, что проблема существует, но существуют и пути ее решения. Поэтому проект переходит на новый этап. Модель Центра кризисной помощи фактически создана, и теперь начинается ее апробация: оказание услуг. В рамках проекта также предусмотрены семинары, тренинги для специалистов, работающих с детьми.

Уже появились первые заявки на партнерство. К примеру, петрозаводская Детская городская больница выразила готовность сотрудничать. В ее "Клинике, дружественной к молодежи" имеются необходимые специалисты, готовые включиться в работу созданной при Уполномоченном кризисной службы. Это – прямой результат работы Форума. 

Кроме того, в Карелии продолжает работу Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Кстати, звонить на него могут родители и педагоги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру