О чем просили детского омбудсмена Карелии в 2021 году

Главной проблемой семей с детьми в регионе оказалось образование в условиях пандемии

Карельский Уполномоченный по правам ребенка рассказал, с чем к нему обращались дети и взрослые

Главной проблемой семей с детьми в регионе оказалось образование в условиях пандемии
Геннадий Сараев на пресс-конференции

Итоговую годовую пресс-конференцию республиканский детский омбудсмен собрал 28 декабря. Учитывая, что буквально накануне был вынесен очередной приговор исследователю Сандармоха Юрию Дмитриеву, связанный с преступлениями в отношении несовершеннолетних, можно было ожидать, что Уполномоченного попросят прокомментировать это дело, за которым он следил с самого начала. Но вопросов не последовало – то ли спрашивать больше не о чем, то ли история окончательно перешла из "детской" категории в политическую.

Интересовало прессу другое: кто и с чем обращался в уходящем году к омбудсмену. Как рассказал Геннадий Сараев, всего к ним поступило 655 обращений, и основная их масса касалась образования школьников, в том числе в период пандемии.

"После тех локдаунов, которые вводились в 2020 году, дети сложно входили в учебу в очном режиме", - отметил Уполномоченный. – "Из 10 обращений к психологам, которые работают со мной в партнерстве, 9 – жалобы на отсутствие у детей желания учиться".

Немало спрашивали и об организации образования. В частности, в Петрозаводске, где только с приходом новой администрации отказались, наконец, от понятия Единого образовательного округа. Напомним, что при этой системе обычные люди зачастую не могли записать ребенка в ближайшую к дому школу.

Читайте по теме: "Петрозаводская система записи первоклашек выгодна только льготникам и директорам престижных школ"

Но проблему решили только частично: город поделили на округа, закрепленные за определенными школами. И теперь встает вопрос навигации. К примеру, Сулажгора и Соломенное составляют один округ, и ребенок из Соломенного может оказаться в сулажгорской школе. Но между этими микрорайонами нет прямого транспортного сообщения.

По мнению Сараева, нужно либо менять логику общественного транспорта, либо организовывать округа, исходя из количества детей.

Много обращений поступает в связи с конфликтами в школах, их количество растет по всей России. Омбудсмен связывает это с общим напряжением в обществе. Но практика "выдавливания" из образовательных организаций детей, демонстрирующих деструктивное поведение, неприемлема. Тем более, что зачастую зачинщиками травли ребенка и, соответственно, провоцирования его ответной реакции становятся учителя. Поэтому созданная в этом году при Уполномоченном Служба экстренной помощи детям и семьям с детьми периодически работает и с педагогами.

Еще сложнее приходится омбудсмену, когда речь идет о конфликтах в семье. Его пытаются использовать родители, которые делят детей, как имущество, предлагая ему поддержать ту или иную сторону. Но у Уполномоченного может быть только одна сторона – ребенок и его интересы. Кстати, напоминает Сараев: ни в одном российском законе не указано, что же представляют собой интересы ребенка, хотя на этот термин постоянно ссылаются.

Вообще, по мнению омбудсмена, любая детская проблема лежит в семье. "Если ребенок в семье чувствует себя уверенно, благополучно, комфортно – никакой психолог ему не нужен", - уверен он. – "Любое деструктивное поведение ребенка – это симптом неблагополучия в семье".

Сараев называет аутсорсингом делегирование родительских обязанностей школе, психологу, детскому омбудсмену. Это когда родители трудного подростка не понимают, что проблема – в них самих, и предлагают работать только с ребенком: "Дайте ему волшебную таблетку, пусть он хорошим станет…".

Детский омбудсмен Сараев уверен, что ребенок имеет право на ошибку

Смотрите видео по теме

Впрочем, есть в работе Уполномоченного и светлые моменты. В частности, Геннадий Сараев очень ценит работающую в регионе программу Адресной социальной помощи. Попасть в нее могут те семьи, которым ждать помощи больше неоткуда. Именно по этой программе в этом году смогли улучшить качество жизни 32 карельских семьи, вплоть до покупки нового жилья.

Кстати, эта программа, созданная по инициативе главы Карелии Артура Парфенчикова, уникальна: ни в одном другом регионе страны ничего подобного нет. И если в 2019 году, когда она появилась, республиканский бюджет выделил на нее 20 миллионов рублей, то в следующие два года – уже по 70 миллионов.

Успешно работает и детский "телефон доверия". Пусть половина звонков – так называемые тестовые (позвонил, похихикал, бросил трубку), Уполномоченного радует и это. Поскольку доказывает, что подростки знают о существовании такого телефона и помнят его номер – 8800-2000-122. Однажды это может пригодиться.

Кстати: две трети звонков на "телефон доверия" поступают от детей, но одна треть – уже от взрослых, у которых возникают проблемы с детьми или из-за детей.

В этом году служба Уполномоченного по правам ребенка в Карелии отметила 10 лет. То, что количество обращений сюда с каждым годом растет, Сараев связывает не с нарастанием проблем, а с тем, что все больше людей знают о существовании детского омбудсмена. Это значит, что его работа востребована, и он сможет помочь еще большему количеству людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру