Кладбища в Карелии исчерпали ресурсы, хоронить скоро будет негде

Предкризисная ситуация сложилась сразу в нескольких районах республики

На днях мы рассказали, как на кладбище в Пряже гробы возят на санках. Как выяснилось, и это скоро может стать невозможным: место последнего упокоения в поселке заполнено уже на 95 процентов.

Предкризисная ситуация сложилась сразу в нескольких районах республики

Умирать некуда

На последнем отчете главы поселения предприниматель в сфере ритуальных услуг Алексей Арефьев поднял вопрос расширения границ кладбища. Хоронить скоро будет негде – с одной стороны высоковольтная линия, с другой – строящаяся молочная ферма с охранной зоной, с третьей – болото, но есть еще и такой важный аспект, как земли лесфонда, в которых захоронения запрещены. Это, кстати, проблема не только Пряжи.

Читайте по теме: "Кладбище в Вилге оказалось серьезной проблемой для Петрозаводска"

На пряжинском кладбище люди сами выбирают места захоронений, кто-то хотел бы сделать родовое захоронение – но на такую роскошь места не хватает, тут и там мелькают оградки. Ни о каком делении на кварталы, чтобы все было по линеечке и между захоронениями были метровые проходы, говорить не приходится… Дай бог не в болоте захоронят, в сторону Святозера, где метр копаешь, а потом могила заполняется водой.

При этом захоронениями на кладбище занимаются не только местные ИП, но и приезжие. Алексей Арефьев рассказал, что порой идешь, смотришь новые могилки – имена незнакомые – пряжинские или городские, кто знает?

Алексей Арефьев

При этом если в Матросах, Святозере и Крошнозере места для будущих захоронений определяют сами главы поселений, то в Пряже, по информации предпринимателя, этого не происходит, хотя вопрос, почему так, он задавать пытался.

Выезжаем редко

Руководитель местной администрации Валентин Гарнин на оба вопроса ответы дал четкие.

"Кладбище расширить мы планировали в прошлом году. Цена вопроса была 150 тысяч рублей, однако денег у нас на тот момент не было. В этом году в бюджете деньги заложены, так что мы планируем провести кадастровые работы и расширить кладбище. Для этого собираемся заключить договор  либо с кадастровым инженером, либо с организацией, проводящей подобные работы – «Поместье» или «Лэнд». Причем расширять кладбище собираемся во все стороны. В одну нельзя, хотя было бы идеально продвинуть кладбище в сторону молочной фермы".

Информацию о том, что представители администрации по вопросам захоронений выезжают на кладбище редко, чиновник также подтвердил: «Мы выезжаем на кладбище, когда есть большая необходимость: или я, или МБУ «Комфорт», или мой зам. Но по каждому случаю на место не ездим. Много людей хоронят, да и немало местных жителей хотят, чтобы их похоронили в родовых захоронениях – рядом с близкими".

Тем не менее, мы получили подтверждение, что в некоторых поселениях Пряжинского района главы на место выезжают.  

«Выезжали и показывали", – сообщил нам экс-глава одного из поселений. - Были, конечно, и те, кто хоронил мимо нас. Участки распределялись визуально – наше кладбище не было поставлено на кадастровый учет. Учитывали удобство жителей, в том числе дорожки, оградки…» 

Инициативы снизу

Между тем до состояния местного кладбище есть дело не только предпринимателям, занимающимся ритуальными услугами. Так, активно борется за благоустройство кладбища и пенсионерка Лилия Богданова, которая живет в Петрозаводске, но часто приезжает в Пряжу и Киндасово.

«У меня на пряжинском кладбище похоронены сестра, мама, племянник, муж сестры. Племянник умер летом в позапрошлом году. Сейчас 1,5 года будет, как его нет. Я была после операции – у меня онкология, но получилось, что я как единственная родственница, должна была похоронить племянника. Уже тогда обратила внимание на состояние кладбище. Затем мы хоронили первую учительницу –  Эмму Ивановну Велеславову. Из-за разбитой дороги Эмму Ивановну везли на прицепе. Как же меня это тогда возмутило!» –  поведала пенсионерка.

Именно с того момента и началась ее борьба за порядок: ей хотелось, чтобы исчезли мусорные свалки, чтобы старые деревья спилили, кладбище расширили и людей не приходилось хоронить в болоте, как маму приятельницы… Как человек, который многие годы посвятил строительству, женщина предлагала свои варианты решения проблемы, собирала подписи, ходила по инстанциям.

Так, пенсионерка предложила сделать остановку общественного кладбища прямо у въезда на кладбище или где-нибудь поблизости, чтобы пожилым людям не приходилось идти пешком километр или все два. Проезжающий мимо автобус, который идет до Святозера, мог бы стать подспорьем в решении вопроса, а для горожан просто удачей: доехал, навестил родственников, убрал могилки, на том же самом автобусе вернулся в город.

А вообще, Лилии Георгиевне очень хотелось, чтобы на кладбище, где уже есть ее могила без даты, все было устроено цивилизованно – по линеечке. И песок с горушки столкнуть предлагает, и поручни установить. Она понимает, что и торф с болотины бы люди разобрали на удобрения, и деревья спиленные нашли бы куда применить, только всем заниматься надо. Пенсионерка даже в солидном возрасте – 24 января ей исполнится 70 – за хорошее дело всегда готова бороться.

Не находят поддержки…

У Валентина Гарнина нам удалось узнать, почему никто не помог воплотить инициативу в жизнь: «Мы установили остановочные пункты в конце улицы Советской – у дома № 187, рядом с поворотом на  водонапорную башню и напротив. Оттуда гражданам предложено идти пешком. Для пенсионеров путь большой. Но остановку у кладбища сделать нельзя – рядом проходит федеральная трасса «Кола». Речь идет о безопасности людей».

Действительно, пройти по трассе придется немало. А такси туда и обратно сможет позволить себе не каждый пенсионер.

Один из методов борьбы с многолетними мусорными свалками на кладбище, где каждый год организуют субботники, подсказал Алексей Арефьев.

Предприниматель хотел, чтобы организация убрала свалки, а на их месте появились новые захоронения. Складировать мусор на чужую могилу едва ли кто-то станет.

Тем не менее, ситуация не изменилась. Может – пока не изменилась?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру