Алые паруса по Онего император должен сопровождать… в спасжилете

Правила вождения маломерных судов в Карелии распространили на музейные копии старинных кораблей

В Морском историко-культурном центре Петрозаводска бригантина "Полярный Одиссей", спущенная на воду после зимней стоянки на берегу, впервые оделась в парадное облаченье - на судне подняли алые паруса.

Правила вождения маломерных судов в Карелии распространили на музейные копии старинных кораблей
Бригантина "Полярный Одиссей"

В этом романтическом наряде 25 июня бригантина станет главным украшением Дня города. Процесс можно назвать "генеральной примеркой", в ходе которой надо было поднять на две мачты - переднюю фок и кормовую бизань - восемь новеньких парусов общей площадью более 130 квадратных метров, установить и проверить работу многочисленных снастей управления парусами: гротом, кливером, марселем…

Испытания прошли у пирса клуба: судно еще пока не готово "выйти в море". Дело в том, что этой зимой на нем прошел большой ремонт. Благодаря гранту Пpезидентского фонда культурных инициатив и поддержке aдминистрации Петрозаводска были сшиты не только алые паруса, но и приобретен новый двигатель, своими силами обновлены палубный настил и другие проблемные участки корпуса.

Так что вообще такое - бригантина, которая обычно подымает паруса в флибустьерском дальнем синем море? Это относительно легкое судно, которое на передней мачте несет большие прямоугольные паруса, дающие максимальный ход при попутных ветрах, а на задней – косые, в виде треугольника или трапеции, позволяющие судну ходить до 45 градусов против ветра. А в случае необходимости бригантины оснащались еще и веслами. 

Хорошая скорость и, главное, маневренность этих итальянских рейдеров уже с XVI века действительно полюбились флибустьерам, то есть пиратам. Сначала на Средиземном море, а затем на просторах Атлантики, они под флагом "Веселого Роджера" смело шли на абордаж и грабили торговые суда. А вскоре бригантины поступили на вооружение и военным флотам многих государств.

Наша 18-метровая бригантина "Полярный Одиссей" была спущена на воду в 2010 году и стала непременным участником Кижской регаты. А в 2012 году вместе с лодьей "Святитель Николай" в составе карельской делегации совершила поход в Великий Новгород на празднование 1150-летия зарождения российской государственности.

Автор этих строк, как член клуба, был в составе экипажа бригантины. Мы стояли на рейде реки Волхов недалеко от Рюрикова городища, где проходило главное действо. Суда, чтобы держать строй, были связаны канатами. "Адмирал" - президент клуба Виктор Дмитриев - приказал поднять паруса и огромный флаг Республики Карелия: мол, наш губернатор Худилайнен увидит его и взойдет на борт.

Судно "запарусило", и его начало водить из стороны в сторону, угрожая выдернуть с якорей остальные кораблики. С их бортов посыпались проклятия… Все это продолжалось до тех пор, пока мы не спросили Виктора: "А наш губернатор знает цвета флага республики?" Видимо - не знал, так как он к нам не приехал.

Читайте по теме: "Почему Карелия так и не приняла Александра Худилайнена"

Будем надеяться. что выход бригантины и ботика Петра в нынешний День города обойдется без всяких проблем, хотя они существуют. ГИМС - инспекция маломерного флота - соблюдая "букву закона", не дает пока суденышкам разрешение на эксплуатацию. Как сообщил Виктор Дмитриев, для регистрации исторической (!) копии ботика требуется предоставить документы, соответствующие всем нормам безопасности современных лодок о непотопляемости.

Среди требований: обшить бот изнутри пенопластом - 0,7 куба уже укладывается в суденышко - в фортпик (носовую часть) и под банки – (сидения), уродуя музейную копию. 

А еще, по мнению ГИМС, экипаж в сшитых для праздника мундирах петровской эпохи должен поверх них иметь спасательные жилеты. Представляете себе Петра I в таком облачении? До праздника осталось всего ничего - будем надеется, что все образуется. 

…Никому не хочется в канун праздника писать о грустном, но на днях пришла печальная весть. Умер член нашего клуба Саша Скворцов, инженер- корабел, участник разработки проектов многих судов клуба, включая лодью "Святитель Николай", на которой он, как кормщик, обошел пол Европы.

А еще Скворец был организатором Кижской регаты, интересным графиком и художником. И вообще - добрым человеком. Старания моряков "Полярного Одиссея" в День города будут посвящены и его светлой памяти. 

Александр Скворцов. Фото из архива клуба.

Фото автора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру