История началась два года назад, когда Анна (все имена изменены) решила оформить опеку над двумя братьями-подростками, оставшимися без семьи. К этой идее она отнеслась серьезно: прошла специальное обучение, много раз встречалась с мальчиками, они обсуждали свою дальнейшую жизнь. Дети просили только об одном - жить в их родном городе, в одном из районных центров республики.
Желание понятное: для подростков очень важно привычное окружение, друзья, школа. Плюс к тому за ними закреплена квартира, в которой проживает их родная мать, давно лишенная родительских прав.
Анна поддалась на уговоры: перебралась из Петрозаводска на периферию, утроилась на работу, сняла квартиру. Начался учебный год – и начались проблемы.
Олег и Сергей – родные братья-двойняшки, но характеры у них совершенно разные. Олег организованный, спокойный, нормально учится, имеет цели в жизни. Сергей – его полная противоположность: в свои 14 лет он был на "ты" с алкоголем, часто не ночевал дома, а в квартире родной матери устраивал попойки. Самое главное, что в это он вовлекал и брата. Их по ночам неоднократно ловила полиция, иногда пьяными, Анну привлекали к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
Так продолжалось полтора года, после чего районная администрация приняла решение отстранить Анну от обязанностей попечителя. Женщина отказалась с этим мириться и подала в суд, требуя отменить постановление.
Как считает представитель Анны в суде Екатерина Ковригина, больше всего в этой истории виноваты органы опеки. Там не могли не знать, что отдают в семью проблемных ребят: воспитывавшая их бабушка уже не могла с ними справляться, почему их и передали в Центр помощи детям. Откуда, кстати, они тоже периодически сбегали и куда их также доставляли по ночам пьяными.
Когда в такой же ситуации оказалась Анна, ей не оказывали никакой помощи, даже не предлагали. Просто наказывали за поведение ребят. При этом она старалась достучаться до них, ходила на родительские собрания, помогала в учебе. Работники школы подтверждают: пока мальчики жили с Анной, их успеваемость заметно улучшилась. Она даже помогала прибираться в "нехорошей" квартире.
Теперь братья снова в живут ЦПД, и продолжают гулянки. При этом каждую свободную минуту проводят у Анны. То есть ситуация изменилась только на бумаге. Тогда бывший попечитель обратилась к карельскому Уполномоченному по правам ребенка.
Геннадий Сараев оценил необычность ситуации, и помог в организации психолого-психиатрической экспертизы ребят. Оплатить услуги специалиста дал возможность грантовый проект "Вместе на помощь семье", участниками которого стали Карельский фонд развития образования и детский омбудсмен.
Экспертиза подтвердила, что дети абсолютно разные: Олег сдержан, критичен, эмоционально устойчив, имеет свой взгляд на вещи. Сергей же относится к тем, кого принято называть "трудновоспитуемыми". Но главное – оба по-настоящему привязаны к приемной матери, уважают ее, чувствуют себя рядом с ней комфортно и безопасно, ценят ее вклад в их судьбы.
Суд состоялся в мае этого года. В числе прочего там заслушали показания обоих братьев. Оба подтвердили, что полностью доверяют Анне. Но если Олег хочет к ней вернуться, то Сергей не скрывает: менять свое поведение он не собирается, разгульная жизнь будет продолжаться.
Суд оказался перед непростым выбором, но посчитал, что самым лучшим для ребят было бы проживать в семье. Иск Анны был удовлетворен, а постановление о снятии с нее обязанностей попечителя отменено.
К сожалению, на этом история не закончилась, решение в законную силу пока не вступило. Районные власти подали апелляцию, требуя отменить судебный вердикт. Там по-прежнему уверены, что Анна не может воспитывать детей. Видимо, проживание братьев в детском доме, откуда они постоянно сбегают, чиновники считают наиболее соответствующим интересам ребят.
Новый суд начнется в августе, и он уже может повернуться самым неожиданным образом. Дело в том, что проводившая экспертизу педагог-психолог республиканского Центра психологии и консультирования сделала неожиданный для нашего правосудия вывод: братья вполне могут проживать раздельно – если, конечно, сохранится их возможность постоянно общаться друг с другом.
Проблема в том, что российские суды практически никогда не идут на разделение двойняшек. Такие прецеденты неизвестны. Но в данном случае, считают в офисе детского омбудсмена, такая мера была бы лучшим выходом. Олег хочет учиться дальше, поступать в колледж, для этого он готов переехать с Анной в Петрозаводск. Сергей же менять свой образ жизни не собирается. Геннадий Сараев уверен, что Анна не сможет удержать Сергея, да ему это и не нужно. Но эта ситуация не должна влиять на судьбу Олега.
Мы будет следить за ходом разбирательства.