Первая жертва
Как всегда, немного истории. Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Британии инженером Джорджем Стефенсоном в 1825 году. А уже через пять лет, при открытии паровозного сообщения между Манчестером и Ливерпулем, локомотив «Rocket» сбил человека, который официально считается первой жертвой «железного коня». Им стал, как ни парадоксально, член британского парламента Уильям Хаскиссон. Он попытался перебежать пути перед приближающимся поездом, но, споткнувшись, упал под колеса «Ракеты».
С тех по всему миру (точной статистики нет) на железных дорогах погибли многие тысячи людей. И счет их растет с каждым годом. В Карелии, по данным на октябрь, на железных дорогах под локомотивы попали девять человек, четверо их них погибли.
Сани на паровой тяге
Поздним вечером 25 января 1925 года крестьянин Данилов (имя его потерялось в анналах Истории) в кромешной тьме на санях-розвальнях, запряженных в тощую лошадку, подъехал к переезду возле Шуйского моста Мурманской железной дороги. Он наверняка клял то время, когда 10 лет назад здесь проложили "чугунку", мешающую проезду по давно привычному зимнику.
Надо сказать, что «Рогатки» со сторожами, вооруженными днем флажками, а ночью фонарями, существовали тогда в России только на важных пересечениях дорог.
Читайте по теме: «Первая монорельсовая железная дорога могла появиться столетие назад в Карелии»
Осталось так и не выясненным, почему именно в этот момент Данилов оказался на "неохраняемом" переезде: метель ли виновата, кобыла ли заупрямилась, но случилось непоправимое. Как сообщила единственная тогда в Карелии газета "Красное знамя", "…ускоренным поездом № 7 был подхвачен гр. Данилов, проезжающий мимо на санях".
Стоит объяснить, что в то время считалось "ускоренным поездом". В Российской империи существовала градация движения составов в зависимости темпа передвижения: курьерский, скорый, почтовый, пассажирский, товаро-пассажирский поезда. Самый скорый, естественно, был курьерский экспресс. Но в ходе разрушения системы железнодорожного сообщения советские чиновники ввели в том же 1925 году новый и мало понятный термин: "ускоренный поезд" взамен самого быстрого - курьерского.
Этот состав и врезался на полной своей "ускоренно-курьерской" скорости в сани обалдевшего от ужаса крестьянина. «Его лошадь была убита, но Данилов удержался в санях», - сообщала газета. – «От толчка паровоза сани повернулись и попали в колею пути». Дальше произошло невероятное. Его розвальни оказались на рельсах, и «со скоростью в 45 верст (48 км) в час понеслись, толкаемые паровозом, впереди поезда. И что удивительно, машинист из-за вьюги ничего не заметил. Таким образом «сани с Даниловым прибыли в Петрозаводск, пройдя путь в 10 верст». И видимо, по расписанию.
Представляете себе картину: появляющийся перед толпой встречающих на вокзале паровоз с деревенскими розвальнями впереди, на которых восседает заиндевевший мужик с бешенными глазами, вцепившийся намертво руками в оглобли своего транспортного средства? Стоит также отметить мастера, изготовившего столь крепкие розвальни: в наше время он мог бы смело разместить рекламу "Моим саням и паровоз нипочем!".
Был ли наказан гр.Данилов или нет, после того, как, оттаяв и отойдя от шока, в первый раз супротив своей воли прокатившийся по "проклятой чугунке", газета "Красное знамя" умалчивает.
Окончание следует.