Слово «наливайка» прочно вошло в обиход российского обывателя не так давно. Этот термин – ответ на ограничения, введенные государством в отношении торговли спиртным. В Карелии купить алкоголь и пиво после 22.00 в магазине на законных основаниях нельзя, но можно в точке общепита. И тогда мелкие магазинчики, в основном торгующие разливным пивом, нашли лазейку в правовом заборе.
Если поставить в помещении столик и пару стульев, а товар после 22.00 продавать в незакрытой бутылке – это уже не торговля, а барное обслуживание. И то, что клиент самостоятельно закупоривает бутылку и уходит, является его личным решением. Пробки, кстати, лежат тут же.
При таких условиях вести торговлю можно в любое время, делая адом действительность проживающих в доме людей. Такая «наливайка» превращается в точку притяжения для всех окрестных выпивох, что влечет за собой скандалы и драки или, наоборот, громкие братания и песни до утра.
Типичная история разворачивалась в одном из домов на ул.Антонова в петрозаводском микрорайоне Ключевая. Находящееся на первом этаже пятиэтажки супермаркет закрылся, и собственник помещения его продал – судя по всему, разным людям. Освободившиеся площади тут же заняли аптека, пункт выдачи маркетплейса, алкогольный магазин – в общем, самые ходовые в республике виды бизнеса. А несколько недель назад к ним присоединился и магазинчик разливного пива популярной в городе сети.
Жильцы дома, может, и не обратили бы на это внимание, если бы на дверях заведения не появилась надпись «работаем круглосуточно». А во дворе, прямо под окнами квартир пожилых людей, торговые люди подвесили кондиционер. Который, надо понимать, тоже должен работать круглосуточно.
Естественно, в магазин потянулись ходоки. Но, учитывая сезонность, посетители ведут себя скромно: пришел, купил, ушел. Но что будет летом, когда гостеприимная улица приютит желающих не только купить, но тут же выпить и поговорить?..
Председатель Совета дома Наталья Георгиевна отправилась на разговор с руководством магазина, и столкнулась с интересным обстоятельством: такового не имеется. То есть наверняка есть и собственник, и директор, и всякие менеджеры, но все они базируются в Петербурге. В Петрозаводске же наличествует только продавец за прилавком, который на все претензии отвечает одинаково: пишите жалобу через форму на нашем сайте.
Что делать в такой ситуации? Этот вопрос председатель подняла на встрече с коллегами в петрозаводской администрации. Там же она обратилась к заместителю председателя Законодательного собрания республики Илье Раковскому – учитывая, что проблема касается не только Петрозаводска, а всего региона.
Депутат был в курсе, что в скором времени вступят поправки в федеральное законодательство, касающиеся таких заведений. В карельский Минпромторг отправилось обращение от Заксобрания с просьбой разъяснить позицию ведомства относительно того, как после этого изменится республиканский закон. Пока шла переписка, наступило 1 апреля, и власти региона объявили, что разливочным будет дан бой.
Читайте по теме: «Что ждет карельские наливайки после изменения в законе»
Напомним: теперь республика может самостоятельно регулировать работу подобных торговых точек, вплоть до их полного запрета. И, похоже, хозяева это поняли. На минувших выходных мы прокатились на Ключевую – и увидели свежее объявление на двери заведения: теперь оно работает с 10.00 до 22.00. Даже жильцы дома были не в курсе таких кардинальных изменений в политике бестелесного руководства торговым предприятием. Хотя случившееся вполне объяснимо: никому не хочется быть закрытым из-за потока жалоб, поэтому с местным населением, скрепя сердцем, приходится дружить.
Сейчас в правительстве, парламенте и бизнес-сообществе республики в ведутся активные консультации на предмет того, как ограничить работу разливочных в многоквартирных домах. Есть мнение, что коммерсанты продавят разрешение закрываться после 22.00 часов: когда магазины засыпают, просыпается общепит и становится монополистом в продаже горячительного.
Впрочем, не все так просто. Как уже объяснял нам Илья Раковский, временные ограничения будут вводиться исходя из статуса торговой точки, критерии определения которого сейчас разрабатываются. Кафе – одно, бар – другое, буфет – третье. А рестораны под ограничения вообще не подпадают.
Принятие карельского закона ожидается в мае.