Появляются ли в столице Карелии новые бездомные собаки

Почему в Петрозаводске не используется система, применяемая в других регионах: стерилизовать животное и вернуть на улицу

По Перевалке снова бегает небольшая стая бродячих псов, и это послужило поводом для нашей встречи с руководителем Первого общественного приюта для животных Владимиром Рыбалко

Почему в Петрозаводске не используется система, применяемая в других регионах: стерилизовать животное и вернуть на улицу

Четыре собаки, свободно разгуливающие по ул. Островского и ее окрестностям, поневоле вызывают опасение. Мы давно отвыкли от собачьих стай, бегающих по городу, куда больше нас беспокоит бесконтрольное размножение крыс.

Читайте по теме: «Почему в столице Карелии живут и процветают крысы»

Что же касается лучших, но одичавших друзей человека, то вопрос как-то постепенно ушел с повестки дня, и возникает только тогда, когда приютам срочно нужны деньги.

Мы несколько раз поднимали вопрос, почему наши зоозащитники не хотят идти путем своих коллег из Мурманска, Владикавказа, Тбилиси. В этих и многих других городах собаки ходят по городу толпами, но желтая бляшка на ухе говорит о том, что они якобы безопасны. Руководитель Первого общественного приюта для животных Владимир Рыбалко — ученый-биолог, изучавший конкретно бездомных собак — объясняет, почему такого нет у нас. 

Владимир Рыбалко

Оказывается, такая форма взаимодействия называется ОСВВ: отлов, стерилизация, вакцинация, возврат. То есть собачку ловят, стерилизуют, прививают, навешивают на нее бирочку, и отправляют обратно на улицы. Это значительно дешевле, чем содержать животное в приюте, но главная цель не достигается: собаки остаются на улицах. И только продолжительное время спустя они естественным путем должны исчезнуть, потому что не размножаются.

Тем не менее, в Европе мы таких «цивилизованных» стай не видим, там не применяли подобную стратегию. Ставка делается на приют и возможность пристроить животное к новым хозяевам.

«Во-первых, бездомность собак — это явление в целом негативное, — объясняет Рыбалко — Все проблемы, которые происходят вокруг собак, так или иначе зацикливаются на эту самую бездомность. Вокруг них всегда будут возникать конфликты: кого-то они облают, на кого-то там бросятся, может даже покусают.

Читайте по теме: «Собаки покусали двухлетнего ребенка у детской площадки в Пяозерском»

С другой стороны возникают конфликты между защитниками и противниками собак. Первые их подкармливают, вторые пытаются от них избавиться, и иногда просто травят.

На улице массово гибнет молодняк от распространения инфекционных заболеваний, которые потом, кстати, перекидываются на домашних собак. Собаки проваливались в колодцы, откуда мне приходилось их доставать. Массовый наезд автомобилями… Это все последствия бездомности». 

Метод ОСВВ вроде как гуманный и дешевый. Но, по мнению биолога, он лишь косвенно, не напрямую, действует на популяцию. То есть мы должны подождать, когда всех самок удастся поймать и стерилизовать, они перестанут размножаться и постепенно сами вымрут. Но сколько на это уйдет времени — и сколько неприятностей они успеют доставить людям? Да, стерилизованный пес вроде как безопасен, поскольку становится менее агрессивным. Но это лишь на первый взгляд.

«Если мы берем стаю собак, которые вызывают конфликты в каком-то дворе, стерилизуем и возвращаем обратно, проблему это не решит, — уверен Владимир. — Потому что у кастрированного животного только половое поведение исчезает. А все остальные виды поведения, включая территориальную агрессию, остаются. Они будут охранять свою территорию».

Как правило, при ОСВВ все равно не удается стерилизовать всех собак, и потомство нестерилизованных восполняет численность, и стаи остаются на улицах. Поэтому в Москве, например, еще 15 лет назад после эксперимента с ОСВВ эту практику прекратили, перешли на приютскую систему, и стаи исчезли.

И, тем не менее, в петрозаводском приюте не отказались от ОСВВ совсем. Для метода присмотрели определенную «экологическую нишу»: территории предприятий, организаций, промзоны. Там, где собаки находятся за заборами, где за ними есть какой-то относительный присмотр.

«Мы ездим по промзонам. Мы спрашиваем людей, есть ли на территории собаки, предлагаем их стерилизовать даже бесплатно. Животных, которые в руки не идут, мы ловим, у нас есть оборудование. Потом возвращаем. Но не ставим бирки, мы отрезаем кончик уха.

Ружье для метания дротиков со снотворным Владимир сделал сам

Мы, конечно, продолжаем деятельность по льготной стерилизации собак в группах риска. Делаем это за счет организации, за счет того, что люди нам жертвуют. Но переходить на ОСВВ полностью мы не планируем. И собак жалко, и город жалко, и трудов своих жалко».

Кстати: та стая на ул.Островского, о которой в приюте прекрасно знают, наполовину состоит из хозяйских собак. Наш корреспондент даже нашел женщину, у которой песики ночуют, но она, к сожалению, не очень адекватна.

О том, откуда вообще берутся бродячие собаки в Петрозаводске, как сократилась их численность, и как удержать ситуацию на безопасном уровне, мы рассказываем в отдельном материале

Помочь Первому общественному приюту для животных может каждый желающий, подробнее об этом можно прочитать в самой группе.

Фото: Максим Берштейн

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру