Уникальное фото появилось на днях в паблике «Старые фото Петрозаводск». Его прислал один из подписчиков, и, как гласит подпись, именно такие автобусы возили пассажиров в 70-х годах прошлого века между Петрозаводском и Кондопогой. Нас удивило, что очертания такого вида транспорта нам неизвестны – а наши сотрудники очень внимательно занимались историей пассажирских перевозок в республике, начиная с царских времен.
Читайте по теме: «Как в Карелии появился общественный транспорт, часть первая – такси»
В комментариях под снимком развернулась оживленная дискуссия, участие в которой приняли бывшие работники «Автоколонны 1126», которая содержала весь автобусный парк города. От них мы узнали много интересного.
Во-первых, представленный на фото автобус – тоже «Икарус». Тот самый, венгерский, просто другой модели. Мы привыкли к желтым «Икарусам», колесившим по внутригородским маршрутам страны, и к междугородним красным, из которых, кстати, в Карелии последние два достойно встретили старость в гараже Сегежского ЦБК.
Читайте по теме: «Где в Карелии доживают последние советские «интуристовские» Икарусы»
Но вот это необычное творение автопрома тоже принадлежит к знаменитому семейству. Это Ikarus 55 Lux, выпускавшийся с 1955 по 1973 годы, именно для междугородных перевозок, и экспортировавшийся в нашу страну до появления легендарного Ikarus 250.
По сравнению с советским автопромом, ЗиСами, ПАЗами и пр., это была революционная разработка. Характерная особенность машины – оттопыренный зад – вызвал ожесточенную дискуссию среди самих венгерских инженеров, поскольку стал первым заднемоторным изделием фирмы.

Но тогдашние технологии не позволяли «загнать» экономичный дизель под пол, вот его и поставили в изолированный отсек сзади. Говорят, существенно снижало шум и ускоряло доступ для ремонта.
Второй внешней отличительной особенностью «люкса» был прожектор над лобовым стеклом.

В остальном для СССР периода оттепели и раннего застоя машина была сказочная: двигатель от 125 до 170 «лошадей», комфортабельный салон с мягкими сиденьями, вместимость 32 места, холодильник, места для бортпроводников. «Как призер автомобильных выставок 1954 года в Женеве и Париже, считался гордостью венгерской разработки, - напоминает портал busmuseum.ru. - Экспортировался в Советский Союз, Восточную Германию, Грецию, Египет и Китай».
Правда, водить такую машину дано было не всем. Панель управления – это ряд тумблеров, в функциональности которых недавно пытался разобраться обозреватель портала «Колеса.ру» на восстановленном автобусе:
«К чёрту логику! Давайте жить интересно! Левый «дворник» включается первым тумблером, правый — шестым. Наружное освещение — пятый и одиннадцатый, внутреннее — второй, третий, четвёртый и двенадцатый. Хорошо, что есть пиктограммы. Часть из которых, признаться, ни черта не понятны».
За свою необычную внешность автобус заслужил немало прозвищ. Самые распространенные – «ракета» и «комод» (из-за особенностей открытия капота).

А также: «сигара», «спутник», «пылесос», «щука»… И это только по воспоминаниям карельских пользователей Сети.
Впрочем, и такое чудо не всегда могло устоять перед карельскими дорогами.
«Помню, в начале 70-х такой автобус сломался в Каскесручье, - рассказывает один из участников паблика. - Десяток мужиков его толкали, чтобы завести. Завёлся, уехал».
А зимой 1973- го такой «Икарус-55» вылетел с трассы недалеко от деревни Коткозеро в Олонецком районе. Вспомнили даже бортовой номер – 190: «Говорят, уходил от встречки, съехал в глубокий кювет, переднюю часть вверх загнуло».
Кстати, всего в автоколонне таких красавцев было девять. Но, похоже, этот газетный снимок – единственное визуальное свидетельство того, что по нашим автотрассам колесили такие автобусы.
Читайте по теме: «Как трофейный "Adler" отправился из Петрозаводска на автопарад»