Что стоит за вопросом о референдуме по карельскому языку

Почему процедурный момент был переведен в плоскость большой региональной политики

Разыграв "национальную карту", карельские политику могут использовать ее в предвыборной компании. Причем как сторонники референдума, так и противники. 

Почему процедурный момент был переведен в плоскость большой региональной политики
Судьбу референдума решили не голосовавшие, а промолчавшие.

Минувшая сессия Законодательного Собрания Карелии была для нынешнего своего состава финальной: депутаты разбежались на каникулы, а в сентябре кресла в здании на ул.Куйбышева, 5 займут уже другие лица. Но сессия мало напоминала "последний звонок": ни слез, ни обнимашек, ни благодарственных речей. Наоборот - депутаты первым делом жестко схлестнулись по первому же вопросу. Речь шла о референдуме, заложенном в Конституции региона, который необходимо проводить при придании статуса государственного карельскому языку.

Как мы уже рассказывали, в этом году сразу 30 народных избранников предложили решать этот вопрос без референдума, для чего внесли на суд коллег поправки в основной закон. Вот полный список подписантов: В.Н. Семенов, В.П. Колоушкин, Э.Э. Слабунова, А.М. Спиридонова, А.В. Гаврилов, А.А. Меркушев, Е.В. Медведева, А.М. Степанов, Н.М. Афанасьев, Л.Н. Степанова, С.В. Логинова, Г.В. Васильева, М.Н. Уханов, А.В. Исаев, А.В. Позднякова, В.Н. Степанов, О.Н. Шмаеник, И.Г. Семенова, Р.А. Силин, С.С. Михайлов, А.И. Неймеровец, Э.В. Шандалович, М.А. Савин, Н.Е. Мазуренко, Н.Н. Зайков, Л.В. Жданова, А.В. Жеребцова, Т.А. Струкова.

Вопрос пытались рассмотреть на июньской сессии, но, несмотря на редкое парламентское единодушие, с повестки дня его сняли – боялись не набрать необходимого конституционного большинства. Но и на этот раз внести изменения в Конституцию  региона не удалось: фракция ЛДПР выступила против. Причем позиция «жириновцев» основана на двух опорах. Даже на трех. Первое – они против  отмены референдума, поскольку это лишает народ права голоса. Тем более при принятии такого важного решения, как вопрос о языке. Второе - ЛДПР против самого факта "огосударствования" карельского языка.

- Я поясню, что будет, когда мы это примем, - говорил главный трибун своей фракции Сергей Пирожников. – Мы можем это посмотреть на примере Республики Татарстан - там, где все население, в обязательном порядке, независимо от желания, изучает татарский язык.

Также его смущает двойной документооборот и целый штат новых сотрудников, которых придется набирать для функционирования этого самого оборота. А третьим моментов с ЛДПРовских опасениях стала ожидаемая реакция спецслужб и накрывшая страну тень Госдепа.

Возражения оппонентов сводились к тому, что Карелия – единственный регион в стране, где вопрос решается через референдум. Ну и чувство неловкости перед коренным населением.

- Мне кажется, что для титульного народа – карелов – этот барьер является несколько унизительным, - говорила карелка Ольга Шмаеник.

Поддержали ее многие, против, кроме «жириновцев», никто не высказался – и тем более неожиданными оказались результаты голосования. Даже с учетом положительного решения профильного комитета народные избранники референдум по языку в Конституции оставили

Сделано это было хитро. Против проголосовали пятеро из ЛДПР и «единоросс» Виктор Иванов. Еще двое – Анна Позднякова и Алексей Гаврилов - прохлопали процедуру и свои голоса за отмену референдума внесли уже позже. Но главную роль сыграли те, кто просто не голосовал. Причем в их числе, как не парадоксально, были депутаты, сами же и подписавшие законопроект: Николай Афанасьев, Анатолий Васильев, Алексей Исаев, Николай Мазуренко, Александр Неймеровец, Владимир Семенов и Татьяна Струкова. В результате законопроект парламентского большинства не набрал, теперь вернуться к этому вопросу можно только через год.

Но то, что случилось после голосования, едва ли не стало более важным, чем его результат. Возмущению присутствовавших в зале карел не было предела, аж до слез дошло. Складывалось впечатление, что действительно был загноблен карельский язык, хотя голосование вообще никак его не касалось.

- Сегодня голосовался вопрос не о государственном языке, а о способе принятия закона – о карельском языке, и о любом другом языке, - напомнил, хоть и запоздало, Виктор Степанов. - Зря мы перешли в эту плоскость – обсуждение национальных вопросов, зря посыпались оскорбления…

Еще более жестко определил произошедшее спикер Засобрания Владимир Семенов:

- Мы вопрос Конституции перевели в плоскость национального вопроса. Это самое плохое, что мы сумели сделать.

Почему часть депутатов решили поменять свое мнение, остается загадкой. Может, действительно пришли к выводу, что негоже едва ли не единственный оставшийся в республике референдум отменять в последний рабочий день. Или призрак сепаратизма вновь бродит по республике… Наши эксперты пожимают плечами: да проведите референдум, и дело с концом! Гарантируйте, что изучение карельского языка останется факультативным, а документооборот не придется делать двуязычным – и все будут довольны. То есть первая часть предложения ЛДПР вполне реальна. Что касается части второй, то здесь не все так просто. Сейчас, когда «заграница» все дальше от россиян, увидеть указатели улиц на латинице – это экзотика. А экзотика – это туристы. Подробнее об этом могут рассказать представители старшего поколения, ездившие когда-то в советскую Прибалтику.

Зато на фоне возмущения представителей титульной нации теперь кто-то может провести свою предвыборную компанию…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Большая региональная политика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру