Удачная покупка
Напомним: в феврале 2012 года МУП «Электросети» продало коммерческому предприятию два здания на Неглинской набережной по, как считает следствие, искусственно заниженной стоимости. Позже петрозаводская администрация позволила фирме приобрести и землю, находящуюся под зданиями. Общая рыночная стоимость недвижимости и земельного участка, по оценке следователей, превышает 28 миллионов рублей, а проданы они были в общей сложности за 3 миллиона. Таким образом, сумма ущерба, причиненного городу, составила более 25 миллионов рублей.
В городской администрации по-прежнему настаивают, что все проходило в рамках закона. По словам Ширшиной, позиция мэрии в отношении сделок подобного рода часто искажается, и ей хотелось бы внести ясность.
К сожалению, сделать этого мэру не позволили: по ее словам, за пару часов до пресс-конференции с ней связались сотрудники компетентных органов и напомнили, что любые факты, которые она собирается приводить в истории с «домом на Неглинке», пока остаются материалами уголовного дела и разглашению не подлежат. Под угрозой соответствующей ответственности.
Без подробностей
Уже когда журналисты рассаживались в кабинете главы города, она беседовала с очень серьезным юридическим лицом – в смысле, с человеком в прокурорской форме. Видимо, лицо еще раз напомнило Ширшиной о возможных последствиях пресс-конференции и оставалось в кабинете до окончания брифинга. В результате все, что смогла высказать мэр, свелось к декларации: дело о «доме на Неглинке» – спор двух хозяйствующих субъектов и рассматриваться он должен в гражданском судопроизводстве, а никак не в уголовном.
По словам главы города, продажа недвижимости – один из важных источников наполнения городского бюджета, а также привлечения инвестиций. Между тем план приватизации на 2013 год Петрозаводск не выполнил, и что будет в 2014 году – неизвестно:
– Мы действительно опасаемся, что сам факт наличия этого уголовного дела является одним из факторов, который создает неблагоприятные условия для инвестиционного климата в городе Петрозаводске, – говорит мэр. – Подобные сделки, как дело о Неглинской набережной, они проводились – мы смотрели статистику 2011–2012 годов – около 50 сделок.
Осадочек
Поясним: речь идет о продаже муниципальной недвижимости с последующим переводом в собственность земельного участка. Законодательством такая процедура разрешена, поэтому руководство карельской столицы не понимает, при чем здесь уголовное расследование. Мэр подчеркнула: у бизнес-сообщества может возникнуть устойчивое мнение, что любые сделки с имуществом в Петрозаводске могут привести стороны на скамью подсудимых. Но назвать хотя бы примерную сумму, которую, пусть и законно, потерял город в результате этих 50 сделок, она не смогла.
Беспокойство градоначальника о наполняемости бюджета понятно, но, что называется, осадочек остался. Совсем недавно достоянием общественности стали подробности продажи муниципального здания, принадлежавшего МУП «Петропит». По аналогичной схеме строение стоимостью без малого 35 миллионов рублей ушло в частные руки за половину своей цены. Руки эти принадлежат депутату Заксобрания Анастасии Кравчук и ее мужу, бизнесмену Василию Попову. В свете того, что именно Попов, по сути, профинансировал избрание Галины Ширшиной на должность мэра, возникает разумное сомнение: не является ли забота Галины Игоревны об инвестиционном климате попыткой защитить бизнес конкретно Василия Попова? Потому как если будет признана незаконной сделка по Неглинской набережной, это может стать прецедентом и в отношении крайне удачного приобретения семейства Поповых – Кравчук.
Схема
На примере сделки с «Петропитом» становится ясно: схема, по которой приобретаются здания, а затем и земельные участки, действительно выглядит законной. Если, конечно, не доказать сговора с целью продажи муниципального имущества по заниженной стоимости – а сделать это очень сложно. Все просто: здание выставляется на продажу, и покупает его арендатор. У него долгосрочный договор аренды, выселить его новый владелец не сможет, а значит – и покупать помещение кому-либо со стороны смысла нет. Потом на льготных условиях, в рамках закона, приватизируется и земельный участок.
Непонятно только одно: почему мэрия давала разрешения на эти сделки? Если видно, что город потеряет кучу денег – почему не приостановить продажу? Пусть себе стоит здание – есть не просит, аренда платится. Но предыдущая городская администрация почему-то упорно игнорировала эту возможность. Да и нынешняя, похоже, придерживается той же политики.
– Мы сейчас говорим не о справедливости и не о цене реальной, – объясняет Галина Ширшина. – Мы сейчас говорим о том, что на сегодняшний день разрешено государственной властью.
Ладно, пусть разрешено оставлять себя в дураках. Но почему петрозаводские власти так активно настаивают, что не считают город потерпевшим? Могли бы хоть промолчать в расчете на то, что деньги в казну вернутся…