Три стороны медали
Еще раз напомним предысторию. В 2013 году был изменен Устав поселка Ледмозеро: раньше мэра здесь избирали всенародным голосованием, но с 2013 года неосвобожденного главу депутаты должны выдвигать из своего состава. Стал новым главой председатель местного Совета Василий Стасевич, который активно «проталкивал» эти изменения. По его же рекомендации был назначен и сити-менеджер – исполнительную власть возглавил Вячеслав Калиничев, преподаватель музыкальной школы.
Но через какое-то время выяснилось, что изменения в Устав были приняты незаконно: кто-то подделал протокол сессии, указав, что большинство депутатов проголосовало за изменение в Уставе, в то время как не имелось даже кворума. Прокурорская проверка подтвердила: решение незаконно. Полицейская проверка выявила: имеется состав преступления. Следственный комитет начал свою проверку. Все эти проверки заняли почти год. Тем временем поселок живет по незаконному Уставу, а Василий Стасевич не только не ушел с незаконной должности, но и возглавил весь Муезерский район.
Эта история делится на три направления. Во-первых, дикая ситуация, когда целый населенный пункт четыре года живет за рамками законодательства. Во-вторых, расследование преступления – поиск и предание к суду тех, кто эту ситуацию создал. А третье направление – работа прокуратуры и Следственного комитета. Вернее, ее имитация.
Суда не будет
Начнем с преступления. Спешу обрадовать жителей Ледмозера: суда не будет. Все причастные к служебному подлогу установлены, но они ни в чем не виноваты – просто ничего не помнят. Следователь им верит.
Не так давно новый карельский губернатор Артур Парфенчиков начал виртуальный прием жалоб от населения через социальные сети. Воспользовавшись этим, жительница Ледмозера попросила его вмешаться в ситуацию с самозванцами во власти. Парфенчиков обращение принял, и 28 марта заявительнице пришел ответ за подписью руководителя губернаторской администрации. Женщине сообщили, что документы изучены, и вывод сделан: факт подлога имелся, а поиском виновных занимается Следком. На каком этапе расследование – информации нет.
Уважаемая администрация главы республики! Сообщаю вам информацию. На момент, когда вы готовили ответ ледмозерской жительнице, никакого расследования уже не было и быть не могло. К тому времени доследственная проверка уже месяц как была окончена, и по ее результатам в возбуждении уголовного дела было отказано. Почему – рассказываю, основываясь на материалах проверки.
Напомню: если следовать логике, признать виновными в подделке документа или его использовании можно было бы лишь троих людей. Того, кто подделал, того, кто подписал подложный документ, и того, кто представил его на регистрацию. Конечно, при условии, что они знали про незаконность своих действий. Как можно было не знать, что количество присутствовавших на сессии депутатов, указанное в протоколе, расходится с реальным количеством, я себе не представляю.
Человек, подписавший фиктивную выписку из протокола сессии – тогдашний председатель поселкового Совета Василий Стасевич – пояснил следователю, что не помнит, кто ее готовил. Но на подпись документ подносила ему секретарь.
Глава поселка Вячеслав Калиничев, отвезший фальшивку в Управление Минюста, вообще не знает, кто готовил выписку. Хотя обычно это делает секретарь. А кто ему отдал документ, он не помнит.
Ну, и секретарь, которая всегда занимается подготовкой подобных документов, «допустила», что делала это и после той памятной сессии. Но вот как вместо одного количества народных избранников в протоколе оказалось совершенно другое, ответить «затруднилась». Мол, техническая ошибка могла закрасться. Примечательно, что в прошлом году она как на духу рассказала проводившему проверку полицейскому, что прекрасно знала о незаконности происходящего…
Почему же секретарь позволила боссам свалить всю вину на нее? Все просто. Как с сожалением констатирует следователь, служебный подлог может совершить только должностное лицо, а секретарь таковым не является. То есть она не может быть субъектом данного преступления. И вообще, служебный подлог – преступление небольшой тяжести, от наказания за которое человек освобождается, если со дня его совершения прошло более двух лет. Таким образом, в ее действиях нет признаков преступления, в действиях Калиничева – состава преступления, а господина Стасевича вообще обвинить не в чем.
«- Подсудимый, вы признаете себя виновным?
- Нет!
- Ну, на нет и суда нет».
Неуставные отношения
Что же касается самого ледмозерского Устава, то на этом история не заканчивается. Как мы уже писали, после обнародования факта подлога прокуратура вынесла протест – потребовала отменить незаконное решение. Что и было сделано. При этом отмененное решение продолжает действовать до сих пор, в пику закону и просто логике.
Но, оказывается, не в пику, потому что решение не отменено. Как рассказала «МК» в Карелии» адвокат Наталья Союнен, прокуратура, куда только возможно сообщив об отмене незаконно принятого Устава, мягко говоря, ввела всех в заблуждение. Доказательством тому служат документы карельского Управления Минюста. Там имеется только один вариант Устава – в редакции 2006 года с поправками года 2013-го, принятыми на той самой «фальшивой» сессии. Никаких других редакций в ведомство на регистрацию не подавали. Это значит, что нормы, признанные всеми незаконными, продолжают действовать.
Сейчас Наталья Союнен, представляя интересы одного из ледмозерских жителей, готовится отменять злополучный Устав в Верховном суде Карелии, заявление уже подано. Как поясняет адвокат, протест прокурора Муезерского района был удовлетворен путем принятия решения №125, отменившего решение, принятое без кворума. Но указано, что оно отменяется в связи с принятием новой редакции Устава Ледмозерского сельского поселения. А поскольку новая редакция до сих пор не только не прошла государственную регистрацию, но и вообще не принята Советом, незаконный Устав продолжает действовать «…со всеми вытекающими правовыми последствиями».
Юрист согласна с нашими выводами о том, почему прокуратура удовлетворилась всей той «туфтой», которой кормят ее ледмозерские власти. Согласно новому Административному кодексу, при отмене базового нормативного акта незаконными признаются все документы, которые изданы со ссылкой на него. Автоматически, без суда. То есть если ВС РК все-таки отменит незаконный Устав, придется отменять десятки, если не сотни, других документов. Это, граждане, геморрой почище «Фауста» Гете. Но ведь чем дольше продолжается весь этот цирк, тем больше документов подписывают господа Стасевич и Калиничев, пришедшие к власти и действующие на основании незаконного Устава. Более того – уже на уровне района. Дольше разгребать придется…
Самые гуманные в мире
Отдельного слова заслуживает работа правоохранительных органов. После выхода нашего первого материала в феврале этого года мы направили запрос в республиканское управление Следственного комитета с просьбой объяснить, почему преступники, коих надо было выбрать из троих возможных, до сих пор не найдены. Нам ответили, что ведется доследственная проверка (по закону на нее отводится максимум месяц, в этом случае ковырялись в общей сложности более полугода). Поняв, что на уровне Карелии нам не ответят, мы обратились сразу к руководителю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Как и ожидалось, оттуда переслали документы обратно в Карелию – мол, здесь вам ответят. Ответа так и не последовало, об «отказнике» мы узнали по своим каналам. Забыли, наверное.
Похожим образом развивается ситуация с прокуратурой. Целый начальник одела сообщил нам, что отмененный Устав Ледмозера продолжает действовать, и это нормально. Мы отправили повторный запрос, в котором попросили прокурора республики Карена Габриеляна объяснить, что же здесь нормального. Ответа так и не последовало, хотя он должен был поступить к нам не позже чем через семь дней (прошел месяц). Не сомневаемся – прокурор просто забыл.
А еще нас приятно удивляет человечность и гуманизм следователя. Втолковывает ему Василий Стасевич – мол, какая ему корысть от подделки Устава? Он же не мог заранее знать, что его выберут сначала депутатом, а потом и главой поселка, причем лишь через пол года! Все правильно – и правильно следователь верит. Только непонятно, почему тот же самый Следком категорически отказывается верить Ольге Залецкой, Александре Корниловой, Анастасии Кравчук и Василию Попову, которые доказывают, что не могли за несколько лет до продажи «Петропита» знать о том, как будет складываться ситуация…
Также приятно отметить и доброту прокуратуры. Ну, не рассматривали ее протест четыре месяца - и что? Ну да, решение об отмене незаконного Устава – филькина грамота. И что?..
И напоследок. В среду 12 апреля в Муезерке будет проходить конкурс на должность главы районной администрации. Среди претендентов – сити-менеджер Ледмозера Вячеслав Калиничев (если не забудет приехать). В комиссии, как и положено, три республиканских чиновника и три местных. В числе последних – глава района Василий Стасевич. Тут надобно напомнить, что глава района – должность неосвобожденная, денег за работу Василий Иванович не получает. Зарплата ему положена как директору ледмозерского Дома культуры, и платит ему его непосредственный начальник – руководитель ледмозерской администрации Вячеслав Калиничев. Серьезная проблема стоит перед Василием Стасевичем: поддержать ли карьерный рост своего начальника? Того самого, что может в любой момент расторгнуть с ним контракт без объяснения причин?
А у нас вопрос все к тем же правоохранительным органам: если это не коррупциогенный фактор - что тогда можно назвать коррупцией?..