Кратко напомню суть проблемы. В 2013 году был изменен Устав поселка Ледмозеро: раньше мэра здесь избирали всенародным голосованием, но с 2013 года неосвобожденного главу депутаты должны выдвигать из своего состава. Стал новым главой председатель местного Совета Василий Стасевич, который активно «проталкивал» эти изменения. По его же рекомендации был назначен и сити-менеджер – исполнительную власть возглавил Вячеслав Калиничев, преподаватель музыкальной школы.
Но через какое-то время выяснилось, что изменения в Устав были приняты незаконно: кто-то подделал протокол сессии, указав, что большинство депутатов проголосовало за изменение в Уставе, в то время как не имелось даже кворума. Прокурорская проверка подтвердила: решение незаконно. Полицейская проверка выявила: имеется состав преступления. Следственный комитет начал свою проверку. Все эти проверки заняли почти год. Тем временем поселок живет по незаконному Уставу, а Василий Стасевич не только не ушел с незаконной должности, но и возглавил весь Муезерский район.
Все правоохранительные органы, занимавшиеся расследованием этого дела, сошлись во мнении, что налицо преступление. Признать виновными в подделке документа или его использовании можно было бы лишь троих людей - того, кто подделал, того, кто подписал подложный документ, и того, кто представил его на регистрацию. Конечно, при условии, что они знали про незаконность своих действий. А как можно было не знать, что количество присутствовавших на сессии депутатов, указанное в протоколе, расходится с реальным количеством?
Человек, подписавший фиктивную выписку из протокола сессии – тогдашний председатель поселкового Совета Василий Стасевич – пояснил следователю, что не помнит, кто ее готовил. Но на подпись документ подносила ему секретарь.
Глава администрации поселка Вячеслав Калиничев, отвезший фальшивку в Управление Минюста, вообще не в курсе, кто готовил выписку. Хотя обычно это делает секретарь. Вероятно, она же и на этот раз готовила.
В итоге вину на себя взяла Тамара Кардаш, бывшая в 2013 году депутатом местного Совета и одновременно его секретарем-делопроизводителем. Именно она, как выяснилось, все и подделала.
Мы сразу предположили, что из женщины просто сделали «стрелочника» - учитывая, что она ничем не рисковала. И действительно: никакого наказания не последовало. Дело в том, что служебный подлог считается преступлением небольшой тяжести, и санкция за него не превышает двух лет заключения. А по закону, если с момента совершения такого деяния прошло 2 года, человек от уголовного преследования освобождается. Дело было прекращено.
Сам ледмозерский Устав был признан недействующим со 2 июня этого года. Но для жителей Ледмозера никаких изменений не произошло. Более того: господа Стасевич и Калиничев, чья власть теперь стала совершенно нелегитимной, сохранили свои должности и продолжают политическую и хозяйственную деятельность. Они развернули компанию в пользу узаконивания отмененного Устава и перевода Ледмозера со всенародных выборов на кулуарные.
И вот в ходе круглого стола, прошедшего в конце прошлой недели в карельском Центризбиркоме, мы подняли вопрос: если ледмозерцев обманом лишили возможности выбирать себе главу поселения – не значит ли это, что нарушены их избирательные права? Гость семинара - член Совета российской ассоциации общественных организаций "Гражданский контроль" Олег Иванников – заявил, что нарушены безусловно. Но констатировал, что все дальнейшие движения по делу должны принадлежать правоохранительным органам. (Те, кто следил за нашими публикациями, знают: правоохранительные органы сделали все, чтобы замять эту историю).
«Гражданский контроль» — ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав включает более 20 некоммерческих организаций по всей России. Существует 10 лет. Занимается активным мониторингом ситуации в российских регионах в период выборов, ее специалисты работают на территории всей страны и в странах ближнего зарубежья.
Но это мнение приезжего человека. А вот что думает по этому поводу председатель ЦИК РК Алексей Бахилин, досконально знающий подробности ледмозерского скандала. После решения Верховного суда Центризбиркому пришлось даже откомандироваться специалиста, чтобы разгрести весь этот «завал», как назвал ситуацию Бахилин.
- С точки зрения избирательных процедур должны быть приняты решения о проведении соответствующих выборов,- заявил Алексей Евгеньевич. - Но, насколько я знаю, местные органы самоуправления думают совершенно иначе. Они пытаются легализовать то решение, которое тогда они не смогли получить. Насколько это соответствует воле избирателей? Если вы провинились – будьте любезны пройти процедуру «самоочищения» через прямые выборы, и после этого будете говорить, можете вы принимать за избирателя такие решения или не можете. Это мое личное мнение. В этой ситуации любое другое решение подрывает авторитет местной власти.
Также председатель карельского Центризбиркома выразил крайнее удивление, что происходящее в Муезерском районе так и не получило публичной оценки властей. Действительно: не смотря на результаты расследования, позицию республиканской прокуратуры, решение Верховного суда Карелии – своего мнения не высказал ни сам врио главы республики, ни кто-либо из представителей республиканской власти.
«МК» в Карелии» выражает удивление этим обстоятельством уже на протяжении полугода.