МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Карелия

Почему лучшими домами довоенного Петрозаводска были железнодорожные

Как железная дорога меняла облик Петрозаводска. Часть вторая

Мы уже рассказали, как в начале ХХ века в карельской столице возник новый микрорайон, который имел шанс стать городской доминантой. Советские железнодорожники продолжили традиции своих старорежимных коллег.

Дом железнодорожников на углу улицы Разина и шоссе 1 мая. Годы оккупации.

Дом комсостава "Сад-огород"

В 1935-36 годах на маленькой улочке имени "борца за народное счастье" Степана Разина, среди дореволюционных бараков, чуть ли не в одночасье появились три невиданных в округе, да и в самом городе, красавца-дома.

 Шоссе 1 мая. На заднем плане железнодорожные дома. Годы оккупации

Два строения были кирпичными в четыре этажа, и один - трехэтажный из кирпича и шлакоблоков. Все, как бы сейчас сказали, с полногабаритными квартирами, центральным водоснабжением от паровозного депо (благо водокачка была построена еще в 1915 году) и канализацией. Только отопление было печным. Такой комфорт предполагался лишь в гостинице "Северная", открывшейся в 1939 году, да еще в паре-тройке еще строившихся в центре Петрозаводска зданий.

Читайте по теме:  "Три жизни гостиницы "Северная".

И можно предположить, что эта улица Разина должна была стать "парадными воротами" в столицу Карелии. Еще бы: у ее начала, на площади перед вокзалом, был даже устроен фонтан - первый в советской истории города.

 Фонтан у старого вокзала. 1942 год

Эти "ворота" вели на мощеное шоссе Первого мая - будущий проспект, где уже красовался построенный железнодорожниками настоящий исполин того времени - П-образный четырехэтажный жилой дом совсем уж повышенной комфортности.

 Финские солдаты-велосипедисты у дома № 53 по Первомайскому проспекту

Его называли - "Дом командного состава и специалистов Кировской железной дороги". В нем был магазин, увенчанный большим балконом, огороженный заборчиком сквер и, конечно, фонтан.

Сегодня этот дом известен своим популярным магазином "Сад-огород".

Но началась война, финны оккупировали город. Есть сведения, что они первое время не квартировали в многоэтажных домах, боясь возможных бомбежек и диверсий. Сохранились снимки финских палаток в парке пионеров. Они не решались занять даже двухэтажные дома "ЦКовского квартала" возле площади Ленина, где до войны жило правительство КФССР. Но, похоже, со временем оккупанты осмелели, обосновавшись и в железнодорожных домах: на верхнем фото видно, как в здании на углу Разина и Первомайского идет ремонт.

После освобождения Петрозаводска все же было принято решение о строительстве вокзала в створе неказистой улицы Ленина - с его возведением она и превратилась в главный проспект города. А железнодорожные "парадные ворота" Петрозаводска так и остались маленькой улицей Разина. И только старожилы еще называют этот район "Старый вокзал"...

 Фото mapio.net

Новое жилое строительство началось на Первомайском проспекте в 50-е годы. Но уже не такое помпезное. Хотя, если привести в порядок фасады этих трехэтажных домов с лепниной и балкончиками, то они наверняка оживили бы микрорайон своей индивидуальностью. Чего не скажешь о последующем строительстве блочных "Черемушек" в районе улицы Железнодорожной, и в 60-х - длинных унылых пятиэтажек по улице Шотмана.

А все четыре железнодорожных довоенных дома пережили оккупацию, в 60-е годы в них прошел капремонт, были проведены газ, горячее водоснабжение. Только нет возле них фонтанов: "старовокзальный" исчез без следа, а у "Сада-огорода" сегодня можно наблюдать только бетонное кольцо-основание, в котором разбито некое подобие клумбы...

«Железнодорожный приоритет"

Любопытный факт: в конце 50-х годов железнодорожники еще раз попыталась взять реванш в борьбе за городские приоритеты. В проекте строительства зданий на Привокзальной площади (после знаменитого полета Гагарина получила его имя) предусматривалось строительство нового здания управления дороги с роскошным центральным универмагом - там, где сейчас стоят полукруглые здания, открывающие въезд на проспект Ленина.

Но вот напасть: в 1959 году Кировская дорога вошла в состав Октябрьской, и вопрос о новом здании управления отпал...

 Будушая площадь Гагарина. Начало 60-х годов

И все-таки железнодорожники оставили значительный след в истории градостроительства Петрозаводска. За ними - сохранившиеся административные деревянные здания управления Мурманской дороги на проспекте Ленина, 24 и 24а,построенные в 1917 году; красавец-дом 1940 года постройки управления Кировской дороги на улице Анохина, 16. Они подарили нам название улиц - Мурманская (не в честь города, а железной дороги: по "Мурманке" с 1915 года проходил водовод с озера до депо), Сорокская - не по названию птицы, но станции Сорока - нынешнего Беломорска. И конечно, сам прекрасный вокзал - символ Петрозаводска, возведенный в 1955 году.

 Будущий пр. Ленина. На заднем плане - строительство вокзала

Остается добавить, что недавно был по мере способностей восстановлен Сад железнодорожников, который почему-то назвали парком. Власти не утруждали себя воссозданием исторического облика сада, превратив его в типовую детскую площадку, кои теперь, как когда-то железнодорожные "Черемушки", штампуются почти в каждом дворе. И фонтана в нем нет. А жаль.

  Фонтан в Саду железнодорожников

При подготовке текста использованы материалы и фотографии историка архитектуры Елены Ициксон и архива Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах