В Википедии о Георгии Стронке сказано: "Художник-живописец, график. Родился в городке Петраков Царства Польского в 1910 году. С началом первой мировой войны семья переехала в Россию. Со временем Георгий поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, учился в мастерской И. Бродского. В 1939 году был приглашен на работу в Карелию, где стал первым профессиональным художником. Заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР, народный художник Карельской АССР, лауреат Государственной премии Карельской АССР, почетный гражданин Петрозаводска. Умер в возрасте 95 лет в 2005 году".
А теперь о том, о чем в энциклопедиях не написано.
Тойво Антикайнен
- Как-то перед войной меня представили молодому симпатичному человеку: "Знакомьтесь - Тойво Антикайнен",- вспоминал мастер. - Сейчас, уверен, молодежь не знает его имени, а тогда командир "красных финнов" был известен всей стране. Естественно, что я был рад этой встрече и договорился с ним написать портрет, даже успел сделать набросок... Но вскоре случилось несчастье: Антикайнен погиб в авиакатастрофе.
Как журналист, отслеживающий историю Карелии, я считал, что версия о об убийстве Антикайнена появилась только в период "Гласности и Перестройки", но современник "красного финна" опроверг ее:
- Уже после смерти Тойво ходили слухи о том, что его гибель не была случайной. Я так не думаю. Даже судя по недолгому с ним общению, могу сказать, что он был человек импульсивный, смелый до безрассудства. Как мне рассказывали, он просто приказал пилоту легонького У-2 поднять самолет в воздух, несмотря на нелетную погоду.
Согласно официальной версии, 4 октября 1941 года Антикайнен, находящийся в Архангельске, был срочно вызван в Москву и вылетел из на сделанном по американской лицензии почтово-багажном самолете ПС-43, принадлежавшему Особой авиагруппе связи ГВФ. В результате авиакатастрофы, произошедшей не только из-за плохих метеоусловий, но и ошибки пилота, погибли пять находившихся на борту человек. Похоронили Тойво Антикайнена в Архангельске на острове Кегостров. Ему было 43 года.
Геннадий Куприянов
В послевоенных годы Георгий Адамович создал портрет первого секретаря ЦК КП(б) Карело-Финской ССР (так по 1956 год именовалась наша республика) Геннадия Куприянова и сохранил об этом человеке любопытные воспоминания.
- Я бы назвал его Сталиным республиканского масштаба, - охарактеризовал Стронк этого руководителя Карелии. - Он был решительный, резкий человек. Провинишься - не сносить головы. И чувство юмора у него было подстать "хозяину". Был в нашем театре актер, звание Народного имел. Да вот беда - пил без меры. Никакие уговоры не помогали, а уволить его директор самостоятельно побаивался. Дело дошло до Куприянова, и тот вызвал актера к себе.
Дальнейшие события происходили на моих глазах. Куприянов уже принял решение выгнать пьяницу из театра, и, когда тот появился в кабинете, грозно спросил: "Ну, как дела?" Артист скорбно понурил голову и сказал: "Г…но, Геннадий Николаевич..." Тот во весь голос расхохотался и, уже без злобы отчитав провинившегося, простил его.
Судьба Куприянова была типичной для той эпохи, - подвел итог художник. - Получил от Сталина беспредельную в республике власть, им же был низвергнут в ГУЛАГ... Перед арестом (в 1950 году - авт), уже лишенного поста и исключенного из партии, я встретил Геннадия Николаевича в постпредстве Карелии в Москве. В приемную вошел совсем другой человек, растерянный и поникший. Он тусклым голосом поздоровался по очереди со всеми и, помолчав, начал приветствовать людей по второму кругу...
Последний раз я встретил Куприянова уже после освобождения из заключения - там же, в постпредстве. Он был полон энергии, показал новенький партбилет (в 1956 году его реабилитировали, восстановили в КПСС и в воинском звании генерал-майора - авт.), большую пачку денег, и сообщил, что руководит восстановлением Петергофа. Приглашал приехать, да не судьба...
Умер Геннадий Куприянов в 1979 году в возрасте 73 лет. Похоронен на Казанском кладбище в городе Пушкин.
Читайте по теме: "Карелия отметила 110-летие со дня рождения первого секретаря ЦК Геннадия Куприянова"
Отто Куусинен
Этот человек настолько оброс легендами, что невозможно установить его истинную роль в истории. Осторожный, скрытный политик и сегодня считается одним из отцов-основателей государственности Карелии, хотя никогда не жил в республике постоянно - бывал наездами на сессии Верховного совета. Он прожил свою жизнь в кремлевских кабинетах, занимаясь теорией построения сначала социализма, а затем и коммунизма в СССР.
Читайте по теме: "Отто Куусинен: человек и "рыбнадзор"
- Отто Вильгельмовича я рисовал в его московской квартире, - продолжил рассказ художник (в карельской справочной литературе ошибочно упоминается кремлевский кабинет - авт). - Он жил в роскошном доме напротив Кремля, его еще называли "Дом старых большевиков". Квартира была большая, в передней сидели два офицера-порученца. Их почему-то называли "комиссарами".
Куусинен запомнился мне как человек мягкий, интеллигентный. Он был прекрасным знатоком "Калевалы". При его содействии был проведен всесоюзный конкурс на лучшую иллюстрацию эпоса, и мои работы вошли в издание на финском языке.
Отто Вильгельмович очень любил кофе. При первой встрече его жена (полная противоположность мужу: "комиссары" иначе как мегерой ее не называли) принесла нам кофейник и две крошечные чашечки. Ну, думаю, нашли из чего пить. Когда попробовал - вкус потрясающий. "Еще?" - поинтересовался хозяин. Я не отказался, но допить не смог - таким крепким его кофе оказался. "Зерна я сам обжариваю по особому рецепту и сам мелю", - похвастался Куусинен.
В процессе позирования он постоянно расспрашивал меня о жизни в Карелии, о моей работе, но выглядело это как-то дежурно - словно соблюдая этикет светской беседы. Однажды спросил, есть ли у меня какие-то проблемы. И я вынужден был воспользоваться таким вопросом: супруга серьезно болела, и ей требовалось очень дефицитное лекарство.
Куусинен тут же, прервав сеанс, вызвал машину и отправил меня в кремлевскую больницу, потом и жену устроил в нее на обследование. А портрет, похоже, Отто Вильгельмовичу понравился. Хотя, как истинный финн, в эмоциях он был сдержан.
Отто Куусинен благополучно дожил до 82 лет и умер в 1964 году. Похоронен в некрополе у Кремлевской стены.
А еще Стронку выпало рисовать Сталина. Об этом – в нашей следующей публикации.
Автор благодарит Национальную библиотеку РК и Елену Егоровну Стронк за помощь в подготовке материала.