История началась в 2012 году, когда официально был признан аварийным дом №14а по ул.Промышленной. Действительно, старая «деревяшка» давно просилась на снос, и стояла только потому, что в республике с расселением «аварийки» наблюдался настоящий кризис, потребовавший вмешательства президента страны и стоивший губернаторского кресла Александру Худилайнену.
Но в 2015 году в карельской столице появилась соответствующая программа, а спустя еще несколько лет муниципалитет начал закупать квартиры для переселенцев и детей-сирот на вторичном рынке жилья.
В этой программе оказались и пенсионеры Владимир Павлович и Светлана Федоровна, проживавшие с дочерью и внуком на Промышленной, 14а в «двушке» площадью 55,5 кв.м. Когда очередь дошла до этой семьи, мэрия объявила аукцион на покупку жилья.
Требования к покупаемой квартире были достойными: «Благоустроенное жилое помещение не менее 2-х комнат, общей площадью не менее 55,5 кв.м., расположенное в многоквартирном, кирпичном, блочном, панельном или монолитном жилом доме на территории Петрозаводского городского округа».
Конкурс состоялся в июле прошлого года, участие в нем приняли три фирмы. Доставшаяся пенсионерам квартира была несравнимо лучше их аварийной «берлоги»: кирпичный дом, 3 комнаты, 60,8 кв.м. общей площади (жилая – 44 кв.м.), природный газ…
Один маленький нюанс: располагается новое жилье в микрорайоне «Сулажгорский кирпичный завод», в 10 километрах от города.
Поняв, куда его поселили, Владимир Павлович испытал настоящий шок. Ему скоро 70 лет, он инвалид III группы, жена тоже нездорова, требуется постоянно посещать поликлинику. Дочь и внук работают в городе. Всем нужна транспортная доступность – но на СКЗ с этим проблема. То есть жилье семье никак не подходит.
Пенсионер от такого «подарка» официально отказался. В сентябре его письменно, за подписью начальника петрозаводского Управления жилищного хозяйства, заверили: дадут другую квартиру. Но спустя еще два месяца мэрия подала на него в суд. Исковые требования: из аварийного жилья принудительно выселить, в приобретенную квартиру на СКЗ принудительно вселить.
Защищать семью взялись петрозаводские юристы Мария Трубникова и Анастасия Анушина.
Они сразу вышли с встречным иском, в котором просят суд аннулировать покупку муниципалитетом злополучной квартиры. По их мнению, муниципальный контракт с продавцом должен быть признан недействительным, поскольку заключен с нарушением законодательства: цена квартиры значительно отличается от рыночной цены.
Судите сами. Когда объявлялся аукцион, мэрия выразила готовность заплатить за такую квартиру немало: начальная цена составляла 2 228 047,50 ₽. Подразумевалось, что во время открытых торгов участвующие в них риэлторы сумму снизят. И она действительно снизилась – до 2 170 626,78 ₽. Столько в итоге и было заплачено за жилье из разных бюджетов.
Фирма-посредник, по заявлению бывшей хозяйки квартиры, сделала в помещении косметический ремонт. Естественно, законные представители пенсионеров жаждали посмотреть, что это за ремонт, и в целом оценить рыночную стоимость жилья. Ключи им выдали буквально в последний момент – на этой неделе. Но юристы успели связаться с профессиональным оценщиком и получить его заключение о реальной цене этой недвижимости.
На суде всплыли и другие интересные подробности. Бывшая хозяйка квартиры призналась, что сама она получила за проданное имущество только 1 миллион 600 тысяч рублей. То есть риэлтор положил в карман свыше 500 тысяч! При том, что стандартное вознаграждение посредника в Петрозаводске при такой сумме продажи составляет тысяч 50-60.
Оценщик очень внимательно проверил состояние квартиры. Результаты – налицо:
- После такого ремонта здесь снова нужно делать ремонт, - уверены Анастасия Анушина и Мария Трубникова. – А значит, вселять сюда жильцов нельзя. Тем более против их воли!
Если сегодня просмотреть сайты объявлений о продаже жилых помещений в карельской столице, то можно сделать однозначный вывод: за такие деньги есть все шансы купить хорошую квартиру, соответствующую всем заявленным условиям, причем даже в центре города. Вот пять самых дорогостоящих предложений из тех тридцати шести (!), которых нам удалось найти за 5 минут:
И это, повторяем, сегодняшняя ситуация. В июле же прошлого года, когда проводился аукцион, рынок «вторички» в Петрозаводске изрядно просел – а значит, выбор был еще больше. То есть мэрия имела все возможности обеспечить пенсионеров квартирой в черте города, а не городского округа – но власть этого почему-то не сделала.
Свои действия – вернее, бездействие – местная администрация никак не объясняет. Оно и понятно: аукцион проводился на законных основаниях, торги были прозрачными, поставщик определился по результатам конкурентной борьбы, квартира соответствует условиям. Позиция мэрии, изложенная в отзыве на встречный иск, сводится к следующему: поскольку пенсионер не участвовал в аукционе, он не вправе оспаривать его процедуру или результаты.
Суд продолжается, и пока нет возможности предугадать его исход: похоже, это первое подобное дело в Карелии. Зато в соседней Архангельской области уже есть соответствующая судебная практика. Там дело сразу взял в свои руки прокурор, оспоривший законность продажи муниципалитету квартиры по завышенной цене. И все суды встали на его сторону.
Позиция нашей прокуратуры, куда уже написано заявление, пока неясна.
Читайте далее: "Чем «МК в Карелии» помог читателям в 2020 году"
Хотя это не может не заинтриговать: как это за квартиру на Сулажгорском кирпичном заводе отдано 2 миллиона 170 тысяч казенных денег? При том, что такое жилье продается там максимум за 1 миллион 600 тысяч, и никто не покупает. И единичный ли это случай?
Читайте далее: "Барыш для посредника: как Петрозаводск переплачивает за квартиры для переселенцев"