23 минуты мучений и никаких чудес
Наболевшая проблема с общественным транспортом в Петрозаводске уже давно очевидна не только горожанам, но и властям. Хуже всего дела обстоят с автобусами: транспорт старый, сидения рваные, водители хамят и отказываются доезжать до конечных остановок, а точный график движения известен одному только Богу.
Но, как уверяют власти, эту «болезнь» можно вылечить. С конца 2021 года специалисты ФАУ «Росдорнии» начали разрабатывать для Петрозаводска новую схему движения общественного транспорта. В начале ноября 2022 года, окончательный вариант схемы передали в администрацию. В понедельник, 12 декабря, на планерке мэрии горожанам наконец-то рассказали подробнее о новой маршрутной сети и изменениях, которые ждут карельскую столицу в грядущем 2023 году. С докладом выступила председатель комитета ЖКХ и заместитель мэра Петрозаводска Юлия Мизинкова.
В своей модели эксперты приняли за основу консервативный подход и порекомендовали сохранить сложившуюся за многие годы схему. Тем не менее, разработанная ими карта на 40 процентов отличается от того, что мы имеем сейчас. При ее составлении учитывались самые разные параметры: расположение жилых массивов, светофоров, остановок, точек притяжения людей.
В ходе исследований выяснили, что среднее время поездки в общественном транспорте Петрозаводска составляет 23 минуты. И чтобы эти минуты перестали быть мучением, нужно не только улучшать качество поездок, но и продлевать уже имеющиеся маршруты автобусов, исключать дублирующие, а также добавлять новые перспективные маршруты электротранспорта.
Воплощение всех этих идей, конечно, требует больших финансовых вложений – 1,4 миллиарда рублей. Ни у города, ни у региона таких средств сейчас нет, поэтому реформировать транспортное сообщение будут не сразу, а постепенно.
«Понимаю тех, кто хочет улучшения качества пассажирских перевозок сразу и везде. К сожалению, чудес не бывает. Нужно быть реалистами», – прокомментировал ситуацию Владимир Любарский.
Как приручить перевозчиков
Первые изменения коснутся отдаленных районов: Сулажгорского кирпичного завода, Птицефабрики и Соломенного, откуда жители иногда не могут выехать даже на такси. Пока что на реформу движения транспорта республиканское правительство выделило 330 миллионов рублей.
Благодаря этим средствам администрация сможет заключить муниципальные контракты с перевозчиками на автобусных маршрутах №5, 14 и 29. Также на маршруте №14 автобусы среднего класса – пресловутые «пазики» - заменят на транспорт большого класса, с низкими полами и широкими дверями.
Со второго квартала 2023 года перевозчики начнут работать по брутто-контрактам. Это значит, что перевозчик отдает всю выручку в городской бюджет, а оплату получает от администрации. Но эта оплата фиксированная, она не зависит от того, сколько пассажиров перевез автобус. То есть водителям больше не придется стоять по 10 минут на каждой остановке в ожидании, пока салон наполниться до «точки выгоды».
До сих пор у городских властей не было никаких контрактных отношений с петрозаводскими перевозчиками, поэтому власти не могли повлиять на работу транспортных компаний, на качество услуг и на цены за проезд, которые они устанавливали. Единственный плюс таких нерегулируемых тарифов – никаких затрат из бюджета города и республики.
Теперь правила будут другими: нарушил график движения – штраф, второй раз – еще больший штраф, третий раз – расторжение контракта. А при регулируемых тарифах транспортные компании больше не смогут самостоятельно повышать стоимость своих услуг.
Ранее мы уже писали, что с 1 января перевозчики планируют поднять стоимость поездки до 48-50 рублей на разных маршрутах. Сейчас выяснилось, что сразу 6 из 9 компаний одновременно решили поднять цены, по поводу чего сотрудники администрации подготовили обращение в Карельское УФАС, которое может возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и выдать предписание по устранению нарушений.
Передаем за проезд
Недавно горожанам сообщили еще одну не слишком радостную новость – поднимется и цена проезда в троллейбусах. Сейчас пассажиры платят 30 рублей, но себестоимость поездки составляет 52 рубля. Если ничего не менять, то город сможет покрывать разницу только в течение одного квартала следующего года.
На своей странице в соцсети Владимир Любарский сообщил, что теперь проезд будет стоит 38 рублей. Кстати, проездные тоже подорожают, с 1 января их покупка обойдется в 600 рублей. Эти меры позволят снизить сумму субсидирования со 178,5 миллионов рублей до 125,7 миллионов рублей.
«Повышение стоимости проезда неизбежно. А с учетом масштабного обновления подвижного состава – оправданно», – уверен мэр.
Всего за этот год в карельской столице стало на 21 троллейбус больше: 16 «рогачей» прибыли из Вологды, а еще 5 машин произвели в Белоруссии. В 2024 году власти собираются приобрести еще 27 новых троллейбусов на условиях льготного лизинга.
Дальше – больше
Если у города найдутся средства, то транспортная реформа будет продолжаться на других маршрутах в 2024 году. Новая схема движения транспорта предполагает возобновление троллейбусного маршрута «Корабелов – Хейкконена», а также запуск маршрута «Заводская – Чистая».
Помимо этого, специалисты предложили в будущем продлить маршрут автобуса №21 до проезда Дорожников по Шуйскому шоссе, что позволит без пересадок добраться до ветеринарного и садового центров. Есть идеи и по поводу продления маршрута автобуса №14 до улицы Чистой, заезда автобуса №5 на Родниковый проезд в Сайнаволоке, отправления автобуса №2 из Университетского городка, изменения маршрута №27, который соединит южную Кукковку и Соломенное, и появления новой конечной остановки на улице Энтузиастов у маршрута №29.
А еще вновь обсуждался вопрос переноса депо на Курган. Специалисты РосдорНИИ назвали возможное место вполне подходящим. Вот только переезд и ремонт здания на Курганском проезде будут стоить довольно дорого.
Читайте по теме: «Нужно ли троллейбусному депо Петрозаводска переезжать на Курган».